Гипобарическая барокамерная адаптация.

Важнейшие задачи медицины –  повысить эффективность профилактики  и лечения заболеваний, сократить сроки реабилитации пациентов. С этой целью  все чаще применяются природные  средства, в том числе адаптация к гипоксии — по сути, моделирование  горных условий в равнинной местности.

Метод заключается в способности осуществлять жизненно важные процессы в условиях нехватки кислорода. Заложена она генетически, используетя во внутриутробный, эмбриональный период развития и обеспечивается специальными ферментами. После рождения ребенка его ткани переходят на обычный способ утилизации кислорода, но генетически запрограммированная способность сохраняется.

Гипоксическое воздействие мы получаем в условиях нехватки кислорода. Давно замечено, что близкие в эволюционном отношении организмы живут в горах или под водой заметно дольше своих собратьев, обитающих в обычных условиях (с разницей в 1,5–2 раза).

Первое письменное упоминание о целебных свойствах горного климата в европейской литературе принадлежит Гиппократу. На основании опыта предыдущих поколений и собственных наблюдений он рекомендовал лицам «с изъязвлениями легких» или больным после перенесенного заболевания, чтобы ускорить выздоровление, переезжать в горную местность на умеренные высоты.

К настоящему времени в мировой литературе накоплен огромный экспериментальный и клинический материал, касающийся различных сторон действия гипоксии на организм.

Изучением метода барокамерной гипоксической тренировки активно занимается центр гипобарической терапии и бароклиматической адаптации Витебска.

Увеличение легочной вентиляции, одной из компенсаторных реакций при гипоксии, происходит в результате рефлекторного возбуждения дыхательного центра импульсами от хеморецепторов сосудистого русла, главным образом синокаротидной и аортальной зон. Они обычно реагируют на изменение химического состава крови и в первую очередь на накопление углекислоты, ионов водорода.

При гипоксической гипоксии патогенез одышки несколько иной: раздражение хеморецепторов происходит в ответ на снижение в крови парциального давления кислорода. Гипервентиляция является, несомненно, положительной реакцией организма на высоту. Но есть и отрицательные моменты: она осложняется снижением содержания углекислоты в крови. Таким образом, одышка в горах протекает на фоне не повышенного, а пониженного содержания СО2, в крови — гипокапнии.

При гипоксии также наблюдается мобилизация функции системы кровообращения, направленная на усиление доставки кислорода к тканям. Она заключается в гиперфункции сердца, увеличении скорости кровотока, раскрытии нефункционирующих капиллярных сосудов. Не менее важной характеристикой кровообращения в условиях гипоксии является перераспределение крови для преимущественного снабжения жизненно важных органов. Поддерживается оптимальный кровоток в легких, сердце, головном мозге за счет уменьшения кровоснабжения кожи, селезенки, мышц, кишок, которые в данных обстоятельствах играют роль депо крови.

Повышение количества эритроцитов и гемоглобина увеличивает кислородную емкость крови. Выброс ее из депо может обеспечить экстренное, но непродолжительное приспособление к гипоксии. При более длительной кислородной недостаточности усиливается эритропоэз в костном мозге, о чем свидетельствует появление ретикулоцитов в крови, увеличение количества митозов в нормобластах и гиперплазия костного мозга.

В качестве стимуляторов эритропоэза выступают также эритропоэтины почек. Они стимулируют пролиферацию клеток эритробластного ряда костного мозга. По некоторым данным, при гипоксии повышается способность молекулы гемоглобина присоединять кислород в легких и отдавать его тканям.

Татьяна Оленская, заведующая кафедрой  медицинской реабилитации  и физической культуры ВГМУ, кандидат мед. наук;

Алла Николаева, заведующая городским  центром гипобарической  терапии и бароклиматической адаптации Витебска,  доцент кафедры медицинской реабилитации и физической культуры ВГМУ, кандидат  мед. наук.

Источник