Односторонняя подмышечная лимфаденопатия является распространённым побочным эффектом вакцинации против COVID-19, и в будущих бустерных программах рентгенологи столкнутся с большим количеством случаев, сообщили исследователи из одного из ведущих лондонских учреждений.

«В настоящее время мы не наблюдаем случаев связанной с вакцинацией подмышечной лимфаденопатии, потому что последний раунд вакцинации был проведен некоторое время назад», — сказал 28 сентября AuntMinnieEurope.com доктор Адам Браун, консультант-рентгенолог в Королевской бесплатной больнице. «Однако, поскольку на зиму в Великобритании запланирован еще один раунд повторной вакцинации, мы ожидаем, что случаи заболевания снова начнутся».

Он отметил, что вопросы, оставшиеся без ответа, когда началась вакцинация против COVID-19, заключались в том, какие вакцины вызвали какую степень подмышечной аденопатии и как долго, а также как мы должны вести пациентов с грудью с увеличенными подмышечными лимфоузлами и недавним прививочным анамнезом, но ситуация изменилась. .

Что нужно знать радиологам

Визуализационные признаки реактивной аденопатии неспецифичны, обычно состоят из увеличения лимфатических узлов и симметричного утолщения коры.

«Важное внимание следует уделить вакцинированному анамнезу пациента и соответствующим факторам риска рака, чтобы определить надлежащее последующее наблюдение и лечение. Особую осторожность следует соблюдать у пациентов с раком молочной железы в анамнезе; должен быть низкий порог для последующей визуализации. и биопсию в таких случаях», — заявили Браун и его коллеги из Royal Free в электронной презентации на ECR 2022.

Рентгенологи должны уметь распознавать типичные проявления доброкачественной реактивной гиперплазии при множественных модальностях и быть в курсе других сопутствующих результатов визуализации односторонней подмышечной лимфаденопатии, связанной с вакциной. Они должны осознавать важность получения точной истории вакцинации перед любой визуализацией подмышечной впадины, особенно в периоды массовой вакцинации и последующих ревакцинационных программ.

По словам исследователей, ультразвук предлагает наиболее тщательную оценку размера и морфологии подмышечных лимфатических узлов благодаря высокому разрешению мягких тканей. Сонографические изменения, наблюдаемые при лимфаденопатии, связанной с вакциной против COVID-19, включают увеличение лимфатических узлов, утолщение коры и потерю нормальных жировых ворот.

37-летняя женщина с двусторонними субпекторальными имплантатами поступила в клинику молочной железы в Royal Free Hospital с двухнедельным анамнезом пальпируемого образования в левой подмышечной впадине.

37-летняя женщина с двусторонними субпекторальными имплантатами обратилась в маммологическую клинику в Royal Free Hospital с двухнедельным анамнезом пальпируемого образования в левой подмышечной впадине. При УЗИ левой подмышечной впадины выявлен лимфатический узел с корковым утолщением до 7 мм. Выполнена пункционная биопсия лимфатического узла под контролем УЗИ, которая подтвердила только реактивные изменения. Пациент получил вакцину COVID-19 в левую руку примерно за неделю до того, как лимфатический узел стал клинически пальпируемым. Изображение предоставлено доктором Адамом Брауном и его коллегами, представлено на ECR 2022.

«Точно так же на КТ узлы могут быть увеличены с утолщением коры и, возможно, с окружающими жировыми тяжами», — отметили Браун и его коллеги. «Уникальной особенностью МРТ при определении вакцинации как причины подмышечной лимфаденопатии является высокий сигнал T2/STIR в ипсилатеральной дельтовидной мышце, соответствующей месту инъекции».

Гиперметаболические подмышечные узлы также можно увидеть на ФДГ-ПЭТ/КТ после вакцинации против COVID-19, продолжили они. Опять же, важным открытием, указывающим на то, что гиперметаболический лимфатический узел, вероятно, связан с вакциной, является синхронное обнаружение гиперметаболического воспаления в ипсилатеральной дельтовидной мышце, соответствующей месту инъекции.

В Royal Free все пациенты заполняют анкету перед любой визуализацией подмышечной впадины. Сюда входит информация о том, когда пациент получил вакцину, в какой группе и какой тип вакцины. Это помогает интерпретировать любую подмышечную лимфаденопатию, обнаруженную при последующем сканировании, и тем самым уменьшает объем ненужных последующих изображений.

«Мы считаем, что пациенты с недавней вакцинацией в анамнезе и изолированной ипсилатеральной подмышечной лимфаденопатией не должны подвергаться биопсии или последующему наблюдению, если нет клинических сомнений или истории злокачественных новообразований», — написали они, добавив, что исследования показывают, что подмышечную лимфаденопатию можно рассматривать как через 43 недели после вакцинации.

Калифорнийский опыт

Еще одна презентация ECR 2022 была посвящена имитаторам подмышечной лимфаденопатии после вакцинации против COVID-19.

«В эпоху увеличения количества прививок от COVID важно дифференцировать реактивную подмышечную лимфаденопатию от злокачественных новообразований молочной железы, злокачественных новообразований, не связанных с молочной железой, и доброкачественных новообразований, имеющих схожие визуальные проявления», — отметили доктор Тиффани Л. Чан и профессор Черис Пун Фишер из Калифорнийский университет, Лос-Анджелес Медицинская школа Дэвида Геффена. «Это имеет серьезные последствия для лечения, которые варьируются от возвращения к скринингу до биопсии».

Они объяснили, что женщины, проходящие скрининговую маммографию, сталкиваются с диагностической дилеммой. Общество визуализации молочной железы США выступает за последующее ультразвуковое обследование через 4–12 месяцев при аномальных лимфатических узлах, которые считаются реактивными, но крайне важно распознать другие овальные или круглые структуры в подмышечной впадине, которые могут имитировать внешний вид реактивной подмышечной лимфы. узлов у пациентов, прошедших вакцинацию от COVID, поскольку лечение может сильно различаться, добавили Чан и Фишер.

«Наиболее распространенной злокачественной опухолью, метастазирующей в подмышечный лимфатический узел, является первичная злокачественная опухоль молочной железы, и она часто высока в ранней дифференциации», — отметили они.

Злокачественные новообразования, не относящиеся к молочной железе, такие как саркомы мягких тканей, важно различать из-за их агрессивного характера и необходимого режима лечения; саркомы представляют собой разнообразную группу злокачественных новообразований, происходящих из мезенхимальной ткани, и в результате они могут возникать в любом месте тела и поражать все возрастные группы, продолжили они.

УЗИ левой подмышечной впадины показывает округлое гипоэхогенное образование.

(A) УЗИ левой подмышечной впадины показывает округлое гипоэхогенное образование (сплошная стрелка) с эхогенными очагами, которые, вероятно, представляют собой кальцификацию. (B) Аксиальная Т1-взвешенная МРТ с подавлением жира после контрастирования выявляет объемное образование мягких тканей, усиливающее ободок (пунктирная стрелка) в левой подмышечной впадине. Патология выявила веретеноклеточную саркому. Рисунок любезно предоставлен доктором Тиффани Л. Чан и профессором Черис Пун Фишер, представлен на ECR 2022.

«Есть также несколько доброкачественных изменений, которые могут быть обнаружены в подмышечной впадине, которые могут напоминать реактивный лимфатический узел. Например, паралабральные кисты часто связаны с разрывами губ и могут вызывать боль, слабость и денервацию надостной и подостной мышц вторично по отношению к компрессия нерва. Они доброкачественные, и биопсия не рекомендуется для подтверждения», — написали Чан и Фишер.

Ещё одним важным доброкачественным образованием, которое следует различать, являются венозные мальформации, до 40% которых локализуются на конечностях. Распознавание потенциальной сосудистой мальформации в подмышечной впадине предотвратит ненужную биопсию, которая может вызвать сильное кровотечение.

Источник