В конце 2022 г. профессор д-р Бернд Хамм покинет пост директора отделения радиологии Шарите в Берлине, одной из крупнейших университетских больниц Европы. Он выйдет на пенсию и займет должность старшего профессора.

Хэмм начал свое обучение патологии в 1978 году, а затем переключился на рентгенологию. С тех пор он был президентом Европейского общества радиологии и Немецкого рентгенологического общества (Deutsche Röntgengesellschaft, DRG), а также занимал множество других профессиональных и почетных должностей. Совсем недавно он инициировал Радиологическую совместную сеть RACOON.

В этом интервью с вопросами и ответами для DRG Хэмм оглядывается на свою карьеру радиолога и смотрит в будущее.

В: Будучи студентом-медиком, почему вы переехали в Берлин из своего родного Франкфурта-на-Майне в начале 1970-х?

О: В 18 лет ты хочешь уйти из дома. Мне было ясно, что я хочу поехать в большой город, а Берлин всегда привлекал меня, в том числе и потому, что мы много изучали историю Берлина в школе. На самом деле, я уехал в Берлин сразу после окончания средней школы и в итоге «застрял» здесь!

В: В то время вы также интересовались политикой в ​​Берлине?

Ответ: Я действительно участвовал в политической жизни как представитель студентов. Берлин вообще был захватывающим местом. Меня всегда спрашивали: не странно ли быть запертым в стене? Меня совершенно не раздражало, что город окружен стеной. Важно то, что происходит в городе, и это хорошо для студентов.

Будучи студентом, вы не ищете тишины и спокойствия на прогулке в лесу.

Вопрос: Почему вы решили специализироваться на радиологии после получения медицинского образования в 1978 году?

A: Это также легко ответить. Еще в 12 или 13 лет я хотел стать рентгенологом. Это было связано с тем, что после школы я часто ходил навещать отца, который вел рентгенологическую практику в больнице. Вот тогда я увидел, что он делает. Я чувствовал, что его работа удовлетворила его и что он очень сочувствует этому предмету. Я думал, что радиология мне подойдет.

Тартаны

Члены правления Европейского общества урогенитальной радиологии (ESUR) с гордостью носят клетчатые килты на ежегодном собрании ESUR в Эдинбурге, Великобритания, в 2012 году. Бернд Хамм, Лоренцо Дерчи, Мишель Клодон и Николя Гренье.

Вопрос: Должны ли радиологи участвовать в профессиональной политике?

О: Абсолютно! Радиология недостаточно представлена ​​в политическом и общественном сознании. Тем не менее, наша специализация быстро развивается в диагностике, мониторинге терапии и малоинвазивной терапии под визуальным контролем и действует как центральный узел медицины. Конечно, между дисциплинами всегда есть конкуренция – не в первую очередь научная, а профессиональная. Мы должны продолжать укреплять нашу дисциплину и делать ее видимой, чтобы она оставалась привлекательной для следующего поколения.

В: Можете ли вы рассказать нам о ваших совместных исследованиях?

О: В настоящее время мы работаем над проектом с другими сайтами по мультипараметрической МРТ простаты. У нас также есть проект Horizon 2020, посвященный ИИ в онкологии, и два очень крупных многоцентровых исследования по визуализации сердца. Я должен добавить предостережение: я не являюсь главным исследователем многих проектов. Именно члены моей команды инициируют и успешно реализуют такие проекты. Моя функция заключается в том, чтобы включить и поддержать это.

В: Какова была ваша деятельность в Немецком исследовательском фонде (DFG)?

О: Я был членом наблюдательного совета DFG в общей сложности восемь лет (частично вместе с двумя другими коллегами-радиологами). Там мы рассмотрели предложения перед принятием решений о финансировании. Для нашей дисциплины важно быть представленным в DFG, чтобы голос радиологии был услышан. На данный момент у нас там нет представительства, но мы надеемся, что это изменится на следующих выборах.

В: В ваших собственных исследовательских проектах вы часто были междисциплинарными и межкультурными. Насколько важны для вас эти ценности?

О: Когда вы работаете междисциплинарно, научная работа значительно обогащается, потому что вы получаете другие точки зрения на тему. В этом контексте особенно интересен наш совместный исследовательский центр «Матрица в видении». Здесь мы работаем на междисциплинарной основе вместе с представителями фундаментальных исследований, химии, физики и, конечно же, диагностической радиологии. Вместе вы можете добиться того, чего не можете добиться в рамках одного предмета в одиночку. Ясно, что науке полезно рассматривать проблемы с разных точек зрения и в разных культурных контекстах.

Вопрос: Каким из своих исследовательских проектов вы особенно гордитесь?

О: Настоящей бомбой стала разработка баллонного катетера с лекарственным покрытием, который не я разрабатывал, а был создан в нашем исследовательском отделе. Сейчас его используют во всем мире. «Matrix in Vision» также работает над неинвазивной визуализацией внеклеточного матрикса. Сотрудничество и обмен между фундаментальными науками, визуализацией и клиническими исследованиями чрезвычайно стимулируют и в то же время являются двигателем для новых идей.

В: Вы выступили одним из инициаторов и сейчас координируете Радиологическую совместную сеть RACOON. Какой потенциал вы видите в этом проекте?

О: RACOON сенсационен тем, что нам вместе с профессором Фоглем из Университетской клиники Франкфурта-на-Майне удалось включить в проект все без исключения отделения радиологии нашего университета. Это значительно повышает узнаваемость нашей дисциплины. Мы делаем хорошие успехи в RACOON в анализе пандемии и, возможно, в подготовке к пандемии в будущем. Благодаря инфраструктуре RACOON у нас есть уникальная возможность объединить усилия по другим вопросам в будущем, например, по онкологии или анализу редких заболеваний.

Даже здесь, в Шарите, болезни случаются всего три-четыре раза в год. Если бы информация поступала от всех других факультетов радиологии университета, мы бы получили много хороших данных одним махом. Теперь мы можем реализовать все это с помощью инфраструктуры, созданной RACOON.

В: Какие темы будут решающими в будущем?

О: Рентгенология — один из самых инновационных предметов в медицине. Безусловно, это связано с тем, что новые технические разработки быстро внедряются в клиническую практику. Очень важным моментом на будущее будет дальнейшее развитие и расширение интервенционной радиологии, поскольку она является основой терапии, помимо диагностики. Наша область впечатляет своим феноменальным тематическим разнообразием, и ИИ будет играть в этом главную роль в будущем. Я рассматриваю ИИ не как угрозу, а как поддержку того, что мы делаем. Возможно, это также поможет нам выиграть больше времени для прямого контакта с пациентами и лечения.

Катание на лыжах с сыновьями

Помимо радиологии, Хэмм любит отдыхать и расслабляться, катаясь на лыжах со своими двумя сыновьями Чарли и Колином.

Вопрос: Какой совет вы бы дали следующему поколению рентгенологов?

A: Все, что я могу сказать, это то, что широта поля захватывает! В результате вы всегда найдете то, что вас интересует. Что касается науки, самое главное — проявлять большой интерес к новым вещам. И не позволяйте первоначальным неудачам отбросить вас назад. Нужен определенный марафонский менталитет, тогда остальное приходит почти само собой.

Источник