Пандемия буквально уничтожает антибиотики. Бесконтрольный прием этих препаратов на фоне COVID-19 может спровоцировать развитие новой, еще более страшной эпидемии.

Об этой угрозе предупредила представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович. Самостоятельный прием различных лекарственных средств в попытках справиться с коронавирусной инфекцией в итоге может привести к тому, что лекарства станут неэффективными и людям в целом нечем будет лечиться. Мир накроет волна пандемии хорошо известных нам микроорганизмов, ставших устойчивыми к существующим препаратам.

По словам представителя ВОЗ, пандемия коронавируса способствовала пересмотру отношения к инфекционным заболеваниям не только со стороны врачей, но и общества в целом.

— Если мы сейчас не будем осторожно использовать антибиотики — их нужно принимать только по назначению врача, а все врачи должны очень внимательно смотреть рекомендации, нужны они или не нужны, — тогда после коронавируса мы можем встретиться с гораздо худшей пандемией, — подчеркнула Мелита Вуйнович. По ее словам, ждать окончания пандемии COVID-19 в ближайшие месяцы не стоит, человечеству нужно научиться жить с вирусом.

Проблему представляет то, что при лечении COVID-19 пациентам назначают антибиотики, зачастую неоправданно. Кроме того, многие противовирусные препараты можно свободно приобрести в аптеках, и огромное количество граждан из страха заболеть принимают их при малейшем недомогании и даже для профилактики. И все это происходит в массовых масштабах.

А тем временем, по данным ВОЗ, уже сейчас в мире около 700 тысяч человек умирает от инфекций, вызванных устойчивыми микроорганизмами. По прогнозам ученых, при нынешней динамике к 2050 году количество подобных смертей может возрасти до 10 млн в год. Ряд исследователей полагают, что рост потребления антибиотиков во время пандемии приведет к тому, что количество бактерий, устойчивых к лекарственным препаратам, вырастет, по разным прогнозам, в 3–4 раза.

Из отчета ВОЗ «Устойчивость к противомикробным препаратам»:

«Частота случаев устойчивости к антибиотику ципрофлоксацину, обычно применяемому для лечения инфекций мочевыводящих путей, варьируется в диапазоне от 8,4 % до 92,9 % для Escherichia coli и от 4,1 % до 79,4% для Klebsiella pneumoniae. В настоящее время K. pneumoniae устойчива к препаратам последнего резерва (антибиотикам класса карбапенемов), а ведь она является одной из ведущих причин таких внутрибольничных инфекций, как пневмония, инфекции кровотока и инфекции у новорожденных и пациентов ОИТР. В некоторых странах карбапенемы не подходят для лечения более половины пациентов, инфицированных K. pneumoniae. Широкое распространение получила устойчивость E. coli к противомикробной активности фторхинолонов, используемых для лечения инфекций мочевыводящих путей. В ряде стран различных регионов мира данная терапия перестала быть эффективной в более чем половине случаев. Колистин остается единственным препаратом последнего резерва, подходящим для лечения опасных для жизни инфекций, вызываемых карбапенем-устойчивыми энтеробактериями. Однако в ряде стран уже выявлены колистин-резистентные бактерии, вызывающие инфекции, против которых в настоящее время не существует эффективных антибиотиков».

Многолетний иммунитет? Вполне возможно!

Ученые не исключают, что иммунная память о COVID-19 может сохраняться долгие годы. Исследователи из США обнаружили повышение уровня специфичных иммунных клеток к шестому месяцу после перенесенной инфекции. Препринт статьи опубликован на bioRxiv.

Изучались образцы крови от 185 людей, перенесших COVID-19 (в основном в легкой форме), из них в 41 случае взятые спустя 6 месяцев и более. Выяснилось, что уровни антител IgG против S-белка были относительно стабильны на протяжении шести-восьми месяцев. А у большинства участников, которые предоставили несколько образцов, специфичные к S-белку B-клетки памяти были более многочисленными на шестой месяц после перенесенной инфекции, чем на первый. В статье отмечается, что были известны случаи обнаружения T-клеток к коронавирусу SARS-CoV даже спустя 17 лет. Журнал Science также ранее публиковал отчет, в котором рассматривались случаи пациентов с легкой и средней формой COVID-19. Исследователи наблюдали относительно стабильные уровни антител в течение как минимум пяти месяцев после выздоровления.

На людной улице не обойтись без маски!

В начале декабря ВОЗ выпустила обновленное руководство по использованию медицинских масок в условиях пандемии. Детальный 22-страничный документ опубликован на сайте организации. В нем впервые говорится, что людям следует носить маски на открытом воздухе, если невозможно соблюдать дистанцию между прохожими как минимум один метр.

Предыдущее обновление рекомендаций произошло в июне. В частности, тогда ВОЗ потребовала от всех врачей и сотрудников медицинских учреждений носить маски независимо от того, контактируют ли они с зараженными коронавирусом. В ВОЗ также призвали правительства поощрять граждан носить маски в местах распространения вируса, где сложно соблюдать дистанцию, например, в магазинах и транспорте.

До этого организация утверждала, что маски необходимы только заболевшим COVID-19.

Официальный представитель ВОЗ Маргарет Харрис заявила, что новые рекомендации стали одними из самых серьезных изменений в руководстве по ношению масок, передает Reuters. Представитель ВОЗ уточнила, что это самое значительное ужесточение по масочному режиму за все время пандемии. Оно также включает новые стандарты для медицинских учреждений: в больницах и поликлиниках маски предписывается носить всем и везде, включая места общего пользования.

Средства респираторной защиты обязательны в помещениях, если в них многолюдно (рабочие офисы, магазины, вузы, школы) или они плохо проветриваются. Эксперты организации также советуют воспользоваться маской, если вентиляция хорошая, но держаться на нужном расстоянии от другого человека (минимум 1,5 м) не получается. Эти правила распространяются на взрослых и детей старше 12 лет. Детям до 6 лет ношение масок не рекомендовано, а для возрастной категории от 6 до 11 лет решение о том, надевать маску или нет, принимается с учетом конкретной эпидемиологической обстановки и умения ребенка правильно обращаться с защитным средством, а также возможности обеспечить контроль со стороны взрослых, пояснили в ВОЗ.

Люди из групп риска (пожилые и имеющие хронические заболевания) должны носить маску везде при невозможности соблюдать дистанцию. Это же правило касается лиц с подозрением или подтвержденным COVID-19, независимо от того, есть симптомы или нет, а также тех, кто ожидает результаты тестирования.

Если в ваш дом заглянули гости, то маски тоже окажутся нелишними.

Изделия с клапанами эксперты ВОЗ не рекомендуют использовать населению, так как они не фильтруют выдыхаемый воздух. Лучше всего носить трехслойные маски, сделанные из дышащих тканей, желательно из разного типа волокон.

ВОЗ также не советует использовать и защитные пластиковые лицевые экраны, поскольку они обеспечивают только защиту глаз и не спасают от аэрозоля во время кашля или чихания. В то же время лучше носить экран, чем вообще ничего, считают в организации.

Не пользоваться маской без оговорок разрешается только во время занятий спортом.

Источник