Динамично развивающееся направление — терапия под визуальным контролем — способствует большей эффективности за счет точности, скорости и малоинвазивности

getimage

В декабре 2016-го на радиологическом конгрессе RSNA, который ежегодно проводится в Чикаго, мировые производители медицинской техники продемонстрировали свои ответы на вызовы современной медицины. Ключевой мировой тренд, актуальный и для России, — более высокое качество за меньшие деньги

Сократившаяся площадь экспозиции выставки в Чикаго и меньшее количество участников — тоже ответ на один из трендов: все системы здравоохранения, как в богатых странах, так и в развивающихся, стараются оптимизировать свою экономику. Ведущие игроки на это чутко реагируют. Не снижая стремления к инновациям, они расширяют сегмент более экономичной техники. «Мы реагируем на очень простые принципы, которые идут от наших заказчиков, — говорит президент Siеmens Healthineers (подразделение глобального концерна Siemens, недавно выделившееся в самостоятельную единицу) Бернд Монтаг. — Им нужно увеличение клинической значимости, повышение операционной эффективности и улучшение финансового положения». Эти принципы отвечают тем трендам, которые отмечают все производители: большее качество за меньшие деньги, а также системные решения в связи с тем, что многие заказчики переходят к комплексным закупкам и долгосрочным партнерским отношениям, обработке больших массивов данных.

«Более 70 процентов всех наиболее важных медицинских решений основано на технологиях, которые представлены в нашем портфеле, — объясняет Берндт Монтаг. — При том что мы создаем инновации, самый высокотехнологичный и широкий набор предложений важен для тех, кто сегодня принимает решения. А это уже не разрозненные отделения медицинских центров, но крупные госпиталя и сети клиник». Убедиться в этом мы смогли в одном из крупнейших медицинских центров Университета им. Бенджамина Раша в Чикаго.

Клиника будущего

Медицинский центр этого университета уже издалека привлекает своей необычной архитектурой. Здание чем-то напоминает стилизованное дерево, четыре «ветки» которого торчат в разные стороны от мощного «ствола». Оказалось, неспроста. Задумав перестройку медцентра, специалисты задались вопросом: как должна выглядеть клиника будущего? «Как было раньше? Одни больные к нам приходят, других привозят, третьи уже тут лежат и нуждаются в различных обследованиях и процедурах. Кардиология — на десятом этаже, педиатрия — вообще в другом здании, радиология — в подвале… И по всем этажам распределено большое количество оборудования и масса специалистов одного и того же профиля. Мы понимали, что можно организовать рабочий процесс более рационально и сделать его удобным для всех, используя при этом все инновации, — рассказывает директор по операционному управлению и предоставлению диагностических услуг центра Берни Пикулис. — И мы придумали концепцию общей платформы, в частности, для приема и первичной диагностики всех больных на одном этаже. Теперь за один час пациент перемещается от дверей клиники до операционной и проходит все необходимые диагностические процедуры». Впрочем, один час — это для не очень срочных больных. Специалист кафедры нейрохирургии Деметриус Л. Лопес, рассказывающий журналистам о своем отделении, заранее извинился, что исчезнет ровно через двадцать минут. При этом время от времени нейрохирург смотрел на дисплей своего айфона: там отображался маршрут машины скорой помощи, которая везла в его отделение пациента с инсультом. Именно Лопесу предстояло принять больного уже в операционной. И все — от звонка о помощи до приезда «скорой», быстрой диагностики и оперативного вмешательства — было тщательно распланировано таким образом, чтобы как можно скорее помочь пациенту.

В помещении для первичного приема лежат за ширмами несколько пациентов. Здесь нет разделения по заболеваниям. Важно, что все люди моментально получат первую помощь специалистов и самую быструю диагностику, начиная с анализа крови и заканчивая обследованием с помощью УЗИ или компьютерной (КТ) либо магнитно-резонансной томографии (МРТ).

В этой зоне пересекаются все специалисты клиники. Это ускоряет диагностику и позволяет быстрее принимать решения на основе консолидации полученных данных и мнений специалистов. По словам Берни Пикулиса, такая концепция делает рабочий процесс более гибким и эффективным. К тому же практически устранено неэффективное использование оборудования, которое раньше располагалось в разных местах; достигнута экономия и на работающем с техникой персонале. Теперь вся диагностика находится на одном этаже. На другом этаже — все процедурные и операционные, на следующем — интервенционная радиология, где проводятся вмешательства под контролем визуализации. Все эти рабочие области находятся как бы в кольце — в «стволе дерева», от которого отходят «ветки-рукава» с палатами пациентов, а также комнаты отдыха, где могут находиться родственники больных. На реконструкцию медицинского центра в Чикаго было потрачено около миллиарда долларов. А его концепция обсуждалась специалистами клиники совместно с экспертами компании Siemens, выбранной в качестве основного поставщика оборудования, и именно под эту концепцию подстраивались архитекторы бюро Perkins + Will, готовя проект.

По словам Берни Пикулиса, качественное партнерство с поставщиком оборудования чрезвычайно важно для клиники: «Мы выбирали партнера с самой широкой линейкой оборудования — от обычной лабораторной диагностики до современной молекулярной, от любых томографов, как суперкласса, так и экономичных, — до систем интервенционной радиологии. Качественный подбор оборудования и структура его размещения очень помогают оптимизации».

Терапия под контролем

В операционную интервенционной радиологии мы можем заглянуть только через стекло. Оттуда собираются вывозить прооперированного пациента. Помещение больше похоже на кабинет для диагностики — столько в нем всякой техники. Доктор Булент Арслан с кафедры сосудистой и интервенционной радиологии рассказывает, как меняется парадигма, в частности, сосудистой хирургии. Сейчас уже многие малоинвазивные вмешательства, к примеру установка стентов или клапанов сердца, ставшие современной альтернативой операциям на открытом сердце, считаются почти рутинными процедурами. Они стали возможны благодаря развитию методов визуализации. Эта область медицины стала называться интервенционной радиологией. «Операции, которые делались раньше, были весьма травматичны, — рассказывает доктор Арслан. — К тому же не все пациенты со множественными заболеваниями могли их выдержать. Послеоперационное лечение порой длилось месяцами. Сегодня я провел малоинвазивную операцию пациентке с аневризмой (операция по устранению патологического расширения (расслоения) стенки сосуда. — “Эксперт”), а завтра она уже отправится домой и через несколько дней даже не найдет следа от хирургического вмешательства на теле». Специальные операционные системы, которые изготавливаются по заказу медиков, делают их работу более точной, более безопасной, более удобной. Именно о таких системах можно сказать: техника на грани фантастики. «Когда мы вводим катетер, то так четко видим сосуды, будто находимся внутри тела, — рассказывает Булент Арслан. — Мы можем видеть их в разных измерениях, кровь — в динамике. Можем подобраться даже к самому маленькому и узкому сосуду, в который раньше долго тыкались наугад».

Интервенционная радиология начиналась с сосудистой хирургии, но сейчас она завоевывает все новые ниши — к примеру, в нейрохирургии или онкологии. Доктор Арслан рассказывает, насколько важны эти системы при операциях на мозге, где действия должны быть максимально точными. И это реально, когда все возможные виды визуализации доступны врачу в так называемом перекрестном режиме.

Казалось бы, у современной малоинвазивной хирургии уже есть все необходимое. Однако, по словам специалистов медицинского центра, побывавших на выставке в Чикаго, им снова есть о чем мечтать. Например, о роботизированной ангиографической системе Artis pheno, обладающей теперь массой преимуществ: разрешение двумерных изображений увеличено в четыре раза по сравнению с предыдущими аналогами; благодаря специализированному приложению можно получать трехмерные изображения превосходного качества; более высокая скорость сканирования, позволяющая уменьшить дозу контрастного вещества как минимум на 15%, соответственно, уменьшаются риски для пожилых пациентов со многими хроническими заболеваниями.

Новая система позволяет работать с тучными пациентами, которые раньше не помещались в пространство между столом и аппаратом для сканирования. Сам стол можно наклонять вверх и вниз, что помогает стабилизировать артериальное давление пациента и облегчить дыхание. Хирурги отмечают, что система удобна и для врачей: не только тем, что помогает отлично видеть мельчайшие детали в ходе операции, но и своей «дружелюбностью»: когда находишься у операционного стола, ничто не мешает — ни элементы оборудования, ни кабели. Ряд приложений системы Artis pheno позволяет вводить с помощью катетера специальные частицы с химиопрепаратами для доставки их в опухоль. Одно из приложений за шесть секунд формирует трехмерное изображение, к примеру, печени или легких, где будут видны анатомия опухоли и окружающие ее сосуды.

Немаловажно, что система сделана со специальными бесшовными поверхностями с антибактериальными покрытиями, что препятствует распространению внутрибольничных инфекций.

Инновации к добру

Оборудование для диагностики многие называют центральной нервной системой медицины, поэтому на радиологическом конгрессе в Чикаго было немало представителей, в частности, американских клиник. Конечно, пользуясь интернетом, можно осуществлять мониторинг всех инноваций и достаточно подробно знакомиться с ними. Но немало тех, кто любит пощупать, задать вопросы представителям компаний-производителей. И многие начинают со стенда Siemens, поскольку эта компания во многих сегментах не только задает уровень инноваций, но и чутко следует актуальным тенденциям. Здесь нам удалось поговорить о ситуации на рынке и о текущих трендах с президентом Siemens Healthineers по Центральной Европе, Ближнему Востоку и Африке доктором Берндтом Онезорге.

Несмотря на то что в связи с оптимизацией систем здравоохранения рынок испытывает некую стагнацию, ряд сегментов продолжает расти. По словам доктора Онезорге, активно увеличивается сегмент оборудования для лабораторных анализов, чуть меньше — техники для визуализации. Приличный рост (более 10%) показывает сравнительно молодой сегмент интервенционной радиологии.

«Компания совмещает новые разработки и требования экономической целесообразности, — говорит Берндт Онезорге. — Сейчас все страны находятся под прессом бюджетных требований, поэтому мы стараемся расширить, в частности, сегменты КТ и МРТ от линейки премиум до бюджетной, где нам удается сохранить базовые ценности в сочетании с наименьшей стоимостью. Сейчас мы наблюдаем процесс консолидации медучреждений, когда вопросы закупки оборудования решаются централизованно. К примеру, у сети клиник может быть один диагностический центр или большая лаборатория с самым новейшим оборудованием, а на периферии требуется достаточно простая и удобная в обращении техника. Запрос на более экономичную технику идет и со стороны развивающихся стран».

Многие инновации диктуются требованиями современной медицины, которая в свою очередь учитывает последние научные открытия. В частности, актуален запрос на персонифицированную медицину. В первую очередь это касается онкологии. Поскольку Siemens Healthineers активно развивает сегмент оборудования для терапии под визуальным контролем, была куплена компания NEO New Oncology, разрабатывающая молекулярно-генетические методы диагностики, которые помогают составить план лечения онкологических больных. Технологии приобретенной компании Conworx Technology позволят соединить все медицинские устройства и управлять ими в рамках одного лечебного учреждения или даже целой сети медицинских центров на территории региона или страны.

«Наши инновации направлены на улучшение диагностики: чтобы врач лучше видел, чтобы мог собрать воедино все результаты диагностики, чтобы пациент получал меньшую лучевую нагрузку, а исследование занимало меньше времени, чтобы операции становились все менее инвазивными и более точными, чтобы терапия становилась все более персонализированной, то есть учитывала особенности конкретного заболевания у конкретного пациента. В общем, все инновации во имя добра — это, с нашей точки зрения, нужные инновации», — говорит Берндт Онезорге.

Частная инициатива

Россия новинками тоже не обделена. Правда, на сертификацию нового оборудования уходит немало времени — годполтора. Да и спрос на него в последнее время невелик. Российский рынок медоборудования волатильный, поскольку основные закупки приходятся на долю государства (80%) и производятся достаточно фрагментарно. После программы модернизации 2011–2012 годов, когда массово закупалась медтехника, рынок в последующие годы просел почти на четверть. Он далек от насыщения, и этот пробел постепенно начинают заполнять частники. Коммерсанты, видя, как трудно порой попасть на МРТ в государственной клинике или как люди выезжают для диагностики за рубеж, стали осваивать эту нишу. Наибольшим спросом пользуются оборудование для диагностической и молекулярной визуализации, лабораторное оборудование, а также техника для интервенционной радиологии. «Если раньше у нас как у продавцов покупатели брали отдельные виды оборудования, то сейчас мы часто общаемся с заказчиком на уровне построения бизнес-модели, — рассказывает генеральный директор Siemens Healthineers в регионе Россия и Центральная Азия Светлана Гербель. — Один из примеров — сеть диагностических центров “Медскан”, руководство которого разрабатывало концепцию совместно с Siemens Healthineers. Заказчикам важно было получить оптимально построенную сеть, где были бы главный центр с топовым оборудованием и высококлассными специалистами и несколько периферических центров с техникой попроще, но при этом все центры были бы объединены единой информационной системой, где можно обмениваться изображениями, мнениями экспертов и проводить удаленные консультации».

Частные компании лучше понимают, как построить бизнес, оказывающий качественные услуги и при этом эффективный. По словам Светланы Гербель, централизация сети лабораторных услуг по одному из проектов в Москве обеспечила 40% экономии.

В крупных городах частный сегмент в диагностике уже хорошо представлен, и компании ищут новые точки приложения. «Мы уже обсуждали несколько проектов, которые касаются интервенционного лечения, — рассказывает Светлана Гербель. — Раньше частники побаивались заходить в этот сегмент, но сейчас мы видим перемену. В частности, речь идет о такой уже освоенной медицинской технологии, как установка стентов сосудов. Эта услуга оплачивается государством, и коммерческому сектору это может быть выгодно в рамках частно-государственного партнерства». С учетом того, что диагностическая техника недешева, Siemens Healthineers предлагает оборудование в лизинг, чем коммерческий сектор активно пользуется. По мнению аналитиков, этот тренд на постепенный рост коммерческого сегмента — компаний, оказывающих качественные услуги в актуальных для каждого региона нишах, будет ощутим в ближайшие годы.