По рекомендации ПРОФЕССИОНАЛА лучевой диагностики, Константина Кенигсберга, ООО “ДРАЙВ” перевело для Вас интересный материал:

Исследование на крысах показало отсутствие патологических изменений в мозге после введения гадолиний-содержащих контрастных препаратов (ГСКП)

От штатного корреспондента портала AuntMinnie.com  Уэйна Форреста (Wayne Forrest, AuntMinnie.com staff writer).

Оценка двух линейных гадолиний-содержащих контрастных препаратов (ГСКП) не выявила признаков патологических изменений в мозге крыс, ассоциированных с присутствием гадолиния. Помимо того, согласно результатам, опубликованным на сайте 27 сентября в журнале «Radiology», исследователи обнаружили, что концентрация гадолиния значительно уменьшается через 20 недель после инъекции ГСК.

Эти обнадеживающие результаты показали исследования компании GE Healthcare, в ходе которых производилось измерение мизерных количеств гадолиния в мозге крыс после последовательных введений гадодиамида – gadodiamide (Омнискан, GE) или Гадопентетата димеглумина – Gadopentetate dimeglumine (Магневист, Bayer HealthCare). Они также отметили отсутствие остаточных гистопатологических или побочных эффектов, связанных с введением ГСКП (Radiology, 27 сентября 2016 г.).

«Необходимо помнить, что дозы препарата, введенные крысам, были значительно выше доз, которые могли бы быть введены пациенту [человеку] и были введены в течение намного более короткого промежутка времени,- рассказывает соавтор исследования доктор Dr. Mark Hibberd, руководитель отдела глобальных медицинских услуг и главный научный сотрудник в области наук о жизни в GE. – Следует также подчеркнуть, что не были доказаны негативные краткосрочные или долгосрочные эффекты наличия гадолиния в мозге в очень низких концентрациях».

Исследование гадолиния

Недавние разногласия по поводу накопления гадолиния в человеческом мозге начались около трех лет назад с публикации результатов исследования Kanda и соавт. Группа исследователей обнаружила высокую интенсивность сигнала при бесконтрастном исследовании в T1-взвешенных последовательностях МРТ в зубчатом ядре и бледном шаре головного мозга у 19ти пациентов, которые ранее перенесли шесть или более введений гадолиний-содержащих контрастных препаратов – намного позже инъекций ГСКП.

В более позднем исследовании 2016года от Prince и соавт также выявлено повышение уровня интенсивности сигнала на неусиленных МР изображениях головного мозга среди пациентов, получивших более 35 инъекций гадодиамида, гадобената димеглюмина или гадопентетата димеглюмина. Одной из ключевых находок исследования стал тот факт, что выявленное накопление гадолиния, видимо, не имеет никаких клинических эффектов на пациентов.

Также было проведено исследование на животных, в ходе которого французские исследователи Robert и соавт обнаружили повышенное накопление гадодиамида, которое с течением времени приводило к «значимым и постоянным» изменениям в МР-изображениях головного мозга крыс. Для сравнения, подобной гиперинтенсивности на Т1-взвешенных изображениях не было выявлено в мозге крыс после введения гадотерата меглумина или физиологического раствора.

Однако насколько быстро гадолиний выводится из головного мозга? Этот вопрос не был освящен в исследованиях на людях, как отмечают исследователи GE.

Как они отметили, «несмотря на то, что эти исследования показали связь между введенным количеством ГСКП и количеством препарата, присутствующего в тканях мозга умерших пациентов, исследователи не изучили фармакокинетику накопления гадолиния в тканях головного мозга, оставляя открытым вопрос о потенциальной временной зависимости наблюдаемой концентрации гадолиния».

Дозовые протоколы

В данном исследовании, крысы, случайным образом распределенные на семь терапевтических групп по 6 особей в каждой, получали линейные ГСКП в суточной дозе 0,6 ммоль на килограмм массы тела. Данное количество эквивалентно типичной дозе для человека 0,1 ммоль на килограмм массы тела, после корректировки на площадь поверхности тела.

«Модели на крысах широко используются в доклинической разработке фармацевтических продуктов в процессе тестирования на предмет эффективности и безопасности»,- пишет Hibberd в своем электронном письме порталу AuntMinnie.com. «Многолетний опыт продемонстрировал достаточную релевантность этих моделей для обеспечения безопасности, перед продолжением исследования на людях, и результаты приняты регулирующими органами и учеными по всему миру».

Гадодиамид или гадопентетат димеглюмин вводили внутривенно. Крысы в группе с низкой дозировкой получали две дозы в неделю в течение пяти недель, в то время как в группах с высокой дозировкой крысы получали четыре дозы в неделю в течение пяти недель. Также была сформирована контрольная группа, в которой животным вводили физиологический раствор.

«С помощью различных схем введения мы попытались смоделировать соответствующую потенциальную суммарную накопительную дозу, которая могла бы потребоваться в клинической ситуации, несмотря на сопоставление периода в пять недель в данном исследовании с месяцами и годами реального клинического временного периода», как пишут авторы.

После этого исследователи измеряли уровни гадолиния в крови и в тканях мозга крыс, через одну неделю после инъекции и 20 недель спустя, после введения до 20 повторных доз ГСКП (кумулятивная доза, 12 ммоль на килограмм массы тела).

Накопление гадолиния

Концентрация гадолиния через одну неделю после введения (2,49 нмоль на грамм ткани головного мозга, или 0.00019% от введенной дозы) около 20 недель спустя сократилась примерно на 50% (до 1,38 нмоль на грамм, или 0,00011% от введенной дозы).

Что более важно, исследователи отметили отсутствие каких-либо гистопатологических или неблагоприятных клинических изменений, связанных с наличием гадолиния, а также отсутствие каких-либо доказательств нейротоксичности ГСКП.

Результаты исследования могут быть экстраполированы на пациентов-людей по нескольким причинам, отметил Hibberd. Во-первых, исследования на животных считаются сопоставимыми суррогатами для проведения клинических исследований в тех ситуациях, когда контролируемые клинические испытания не представляются возможными или этически оправданными. Во-вторых, моделирование исследования на крысах является универсальным общепринятым методом при разработке препаратов и при необходимости дальнейшей оценки их безопасности.

«В-третьих, доступные клинические данные согласуются с результатами исследований на крысах, так как не выявлено ни неблагоприятных гистологических изменений в головном мозге крыс, ни неблагоприятных клинических проявлений, которые могли бы быть отмечены у пациентов,» сказал он. “Кроме того, уровни гадолиния, наблюдаемые в мозге крысы находятся в пределах диапазона значений, отмеченных в опубликованных исследованиях после аутопсии человека».

Дополнительные исследования

Группа исследователей GE планирует развивать свои исследования в нескольких направлениях. Первоначально они будут оценивать потенциальные долгосрочные изменения в мозге крыс в период однолетнего наблюдения.

«Во-вторых, мы проводим ультраструктурные исследования, в ходе которых проходит более детальное изучение морфологии клеток мозга, чем при стандартном гистопатологическом исследовании,- говорит Hibberd. – В-третьих, мы сотрудничаем с независимыми учеными в проведении сравнительных исследований различных ГСКП друг с другом, а также изучаем распределение и химическую форму гадолиния в головном мозге».

В дополнение, на протяжении всего периода исследования по ГСКП, GE планирует сотрудничать с Food and Drug Administration США, Американским колледжем радиологии, клиническим сообществом, научными кругами и регулирующими органами для сбора доказательств о каких-либо неблагоприятных последствиях накопления гадолиния в головном мозге.

Copyright © 2016 AuntMinnieEurope.com