Lean

В 1918 году в Петрограде по инициативе профессора Немёнова Михаила Исаевича, при участии академика А. Ф. Иоффе, нарком просвещения А. В. Луначарский, подписал проект положения о создании первого в мире Государственного рентгенологического и радиологического института.

Институт был первым в мире специализированным научным учреждением рентгенорадиологического профиля. Здесь были заложены основы отечественной рентгенологии и радиологии, лучевой диагностики, интервенционной радиологии, радиационной медицинской физики, радиобиологии, проведены фундаментальные исследования в области диагностики и лечения различных заболеваний.

Первоначально Рентгенологический институт состоял из трёх отделов:
• медико-биологического (которым руководил директор института М. И. Неменов),
• физико-технического (под руководством академика А. Ф. Иоффе)
• радиевого, посвященного физике радия и радиогеологии (во главе – молодой, рано погибший учёный Л. С. Коловрат-Червинский).

Датой рождения института, существующего и поныне как «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий», считается 8 октября 1918 года. С момента своего основания он был гордостью молодой советской республики — «Первый большевистский» называли его в Петрограде.

sceletons Михаил Исаевич Неменов – врач, один из немногих в России знатоков и энтузиастов рентгенодиагностики и терапии. Дело в том, что энтузиасты и знатоки, последователи Вильгельма Конрада Рентгена в России были, а рентгенологии как профессии, как научного направления в России не было. Не было и своей техники. Рентгеновские аппараты иностранного производства в небольшом количестве, в крупных клиниках больших городов – были. Отдельные специализированные лаборатории – были. Инженеров и техников по рентгеновскому оборудованию в России не готовили, и обслуживали рентгеновские кабинеты в России в основном энтузиасты-самоучки. И были такие, как Михаил Исаевич Неменов, врачи, понимавшие, что систематическое и массовое применение рентгена означает такой же прорыв в здравоохранении, как изобретение гипсовой повязки или анестезия.

С идеей постановки рентгеновского дела в России на серьезную основу, создания целостной системы по изучению излучений и применению рентгенодиагностики и рентгенотерапии Михаил Исаевич обивал пороги с 1910 года. Поняли его только большевики-комиссары. В апреле 1918 года он обращается в Народный комиссариат просвещения с предложением развернуть на базе рентгенологической лаборатории Женского медицинского института полноценное специализированное научное учреждение.

«Институт этот должен служить следующим целям:
1. Здесь должна преподаваться рентгенология студентам института и врачам, приезжающим для специализирования.
2. Здесь должно производиться лечение рентгеновыми лучами и радием как амбулаторно, так и стационарно.
3. Здесь должна быть соответственно оборудованная лаборатория для изучения рентгеновских лучей и радия
4. Лаборатория для изучения злокачественных новообразований (рака).
5. Институт должен иметь возможность производить экспериментальные исследования на животных.»

Да, поистине планов громадьё, но только так и надо, только так и можно – от фундаментальных исследований ионизирующих излучений и их источников к технологии практического применения и к подготовке специалистов.

Потом Михаил Исаевич расскажет об этом так:
«… я обратился т. Луначарскому. Я был поражен тою готовностью, с какой он пошел навстречу моему проекту. У меня получилось впечатление, как будто вся волокита, это откладывание под сукно и в долгий ящик погибли вместе со старым режимом. От слова можно было непосредственно перейти к делу. Вы не думайте, что Наркомпрос был так богат, что имел неограниченные средства. Для нас достаточно было его доброй воли и посильной поддержки – всё остальное нужно было добывать, тратя огромные усилия. Мы получили пустовавшие тогда здания гомеопатической лечебницы, отчасти недостроенные, мы собрали, что могли из обломков, оставшихся после европейской войны.
Не было почти никаких средств, не было аппаратов, не было приборов, не было реактивов. И более 4 лет не было сообщения с Западной Европой. Ни одна печатная строка не попадала в это время из-за кордона штыков и орудий…»

Так или иначе, созданный из ничего и из обломков, начал работать первый в стране специализированный институт по рентгенологии и медицинской радиологии. Уже в 1919 г. при институте была организована Клиника:

“…I клиника рассчитана на взрослых больных. В клинике принимаются больные как для лечения рентгеновскими лучами и радием, так и для …исследований … Клиника имеет две хорошо оборудованные операционные, из которых одна устроена таким образом, что операции могут проводиться под непосредственным руководством рентгеновских лучей. Это имеет особенно важное значение при извлечении пуль…

II Клиника института – Детская клиника-приют, является первым в своем роде опытом соединения лечебного заведения с воспитательным … дети находятся под постоянным руководством и наблюдением живущих в клинике опытных педагогов, обучаясь не только школьным предметам, но и искусствам (рисованию, музыке и т.д.)

Открывающаяся III Клиника рассчитана исключительно на красноармейцев…»

Это – из отчета о работе за первый год существования института – за 1919 год. Никаких эмоций, никаких жалоб. Сухие строки – Первая клиника института начала работать 29 января 1919 года и по январь 1920 года приняла 236 больных. Днем отсутствует электричество, поэтому процедуры и операции выполняются поздно вечером. Плохо ходят трамваи, это создает проблемы для амбулаторных больных. Дети поступают в приют со стригущим лишаем и паршой. В составе Института открывается специализированная клиника для красноармейцев. Операции под рентгеновским лучом особенно хороши для извлечения пуль.

jak_arsen_darsonval

Государственный рентгенологический и радиологический институт – «Первый большевистский».

А пока можно подвести маленькую черту за 1918-1919 гг. За это время в стране было создано 33 (тридцать три!) новых научных центра – в том числе и тех, из которых потом вырастут атомный и космический проекты. Начиная с 1918 года Россия – Советская Россия – создает подготовительные и профильные факультеты, создает новые кафедры и лаборатории, наполняет библиотеки иностранной научной периодикой. Вот где, вот когда началась невиданная по размаху и масштабам модернизация – в дипломатической изоляции, в блокаде, в кольце фронтов.

Источник