Часто можно услышать, что самым первым изображением в радиологии был снимок кисти жены Рентгена. Неизвестно, откуда пошло это утверждение, однако мы доподлинно знаем, что первым опубликованным снимком был снимок кисти Альберта Келликера, знаменитого анатома и друга Рентгена.

Представляем вашему вниманию два первых параграфа из коротенькой (всего-то 20 страниц вместе с иллюстрациями) работы Рентгена “Ueber eine neue Art von Strahlen”, где описаны первые результаты изучения таинственных Х-лучей, проникающих через любые предметы. Несмотря на лаконичность, эта работа фактически открыла новую эру в физике и медицине: уже среди ее иллюстраций можно найти первый рентгеновский снимок кисти человека.

“Если пропускать разряды довольно большой катушки Румкорфа через достаточно разреженную трубку Гитторфа, Ленарда, Крукса или иной подобный прибор и покрыть трубку плотно прилегающей к ней оболочкой из тонкого черного картона, то в совершенно темной комнате можно видеть, что бумажный экран, покрытый платиново-синеродистым барием и помещенный вблизи трубки, ярко светится, флуоресцирует, при каждом разряде безразлично, обращена ли к трубке сторона экрана, покрытая солью бария, или обращена к ней противоположная сторона. Флуоресценция остается еще заметной на расстоянии 2 м от прибора. Легко убедиться в том, что причина, вызывающая флуоресценцию соли бария, заключается в разрядительном приборе, а не в каком-либо другом месте цепи.

В этом явлении, прежде всего, бросается в глаза то, что через футляр из черного картона, не пропускающего никаких видимых или ультрафиолетовых лучей солнечного или электрического света, проходит агент, вызывающий яркую флуоресценцию… Оказывается, что все тела прозрачны для этого агента, но прозрачны в различной степени… Бумага очень прозрачна; за переплетенной книгой в 1000 страниц экран еще заметно светится, типографская краска не представляет чувствительного препятствия. За двумя колодами карт флуоресценция видна: отдельная карта между прибором и экраном почти незаметна для глаза. Листок станиоля (тонкого олова) тоже едва приметен; только когда листки положены друг на друга в несколько слоев, на экране ясно видна их тень. Толстые куски дерева еще прозрачны; еловые доски, толщиной от 2 до 3 стм, поглощают очень мало. Слой алюминия, толщиной в 15 мм, хотя и ослаблял очень заметно действие, но тем не менее не в состоянии был вполне уничтожить флуоресценцию. Толстые доски из рогового каучука, толщиной в несколько сантиметров, еще пропускают лучи (для краткости я буду употреблять выражение лучи, а для отличия от других лучей я назову эти новые лучи Х-лучами)… Если между экраном и прибором держать руку, то на экране видна темная тень костей на фоне слабой тени руки…”

Wilhelm-Conrad Röntgen, «Ueber eine neue Art von Strahlen», из «Sitzungsberichte d. Würzburger Phys.-medic. Gesellschaft», 1895

Ссылка на документ: https://vk.com/doc264783342_437882599…

Источник информации – пост в сообществе Sons of Medicine: https://vk.com/im…