Про Леонида Боярина, врача-хирурга Новолукомльской ЦРБ, можно сказать: «Где родился, там и пригодился». Вся его жизнь, в том числе профессиональная, тесно связана с родным Чашникским районом и Витебской областью. Здесь он делал первые шаги в хирургии и здесь же получил признание за свою работу. Подтверждением тому служит множество наград, включая орден «Знак Почета» и орден Отечества, знак «Отличник здравоохранения» и звание «Почетный житель Новолукомля». Но самая значимая — тысячи пациентов. Причем многих из них хирург буквально вернул к жизни. Любимой работе Леонид Владимирович остается верен вот уже 50 лет. 
Испытание хирургией
То, что станет врачом, Леонид решил еще в 8 классе. Каких-то особых причин выбрать медицину у него не было. Говорит, просто нравилась профессия. Парень начал усиленно готовиться, уделяя пристальное внимание профильным предметам — биологии и химии. Окончив школу с отличием, успешно сдал все экзамены (льгот при поступлении тогда не было) и был зачислен в Витебский мединститут.
— С третьего курса я ходил на операции, наблюдал. А на пятом выполнял уже сам — от начала до конца. Хотя, конечно, рядом всегда был преподаватель. Одной из первых была операция по удалению доброкачественной опухоли у мужчины средних лет. Длилась она недолго, около 20 минут, но для меня как студента это было большим достижением. Помню, выйдя из операционной, испытывал радость и гордость за то, что помог человеку, — рассказывает Леонид Владимирович. — Когда проходил интернатуру в Оршанском городском территориальном медицинском объединении № 1 (ныне городская больнице № 1 им. Семашко), постоянно испытывал себя, создавая себе немыслимые условия. Иногда не выходил по 4 суток из больницы или за сутки участвовал в 9 операциях. 
Думал, если не выдержу, то еще не поздно поменять специальность. Ведь это был только первый год самостоятельной работы…
По распределению в 1971 году Леонид Боярин отправился в родной Чашникский район — в недавно открытую Новолукомльскую райбольницу. Вскоре после этого его командировали на 2 месяца в райцентр: нужно было заменить заведующего хирургическим отделением на время отпуска. И первые самостоятельные операции молодой специалист выполнил уже там.
— Как сейчас помню 4 сентября 1971 года: в 5 утра привезли экстренно пациента, преподавателя одной из школ города, с аппендицитом. Операционная медсестра, очень опытная, увидев меня перед началом, воскликнула: «Мальчик, неужели ты сам будешь все делать?». Но когда хирургическое вмешательство успешно завершилось, она меня зауважала. 
В 1977-м Леонид Владимирович возглавил хирургическое отделение Новолукомльской райбольницы и оставался в этой должности 21 год. А потом профессиональный путь привел его в Оршу.
— Приглашение поработать там поступило и от местных властей, и от Витебского облздрава. Требовался хирург, и я согласился. Правда, не сразу: ждал, пока дочка закончит 11 класс, — вспоминает доктор. — В Оршанском ГТМО № 1, где впоследствии стал заведовать хирургическим отделением, я запомнился еще со времен интернатуры. 
Кроме того, 9 лет являлся главным хирургом Орши и района. Изначально ставил себе срок до пенсии. Считаю, что лучше уйти вовремя и самому. Знаю примеры, когда люди, потеряв работу, психологически оказывались не готовыми к этому. Хотя в силу обстоятельств задержался в Орше чуть дольше. А после вернулся в родной Новолукомль.
Многопрофильный специалист
Спустя полвека в профессии Леонид Боярин точно может оценить тот прогресс, который произошел в хирургии и здравоохранении в целом:
— В 1970-х анестезиологов-реаниматологов не хватало. Поэтому я как хирург мог сам интубировать пациента. Или же оперирую и участвую в проведении наркоза. Помню случай: привозят 16-летнего юношу с клинической картиной прободной язвы. Но ведь диагноз нужно подтвердить. И вот иду я в рентген-кабинет, делаю снимки, затем помогаю ввести наркоз и провожу операцию. Кстати, реанимации у нас в больнице тогда не было, так что после предстояло самому выходить пациента. 
Конечно же, отмечает собеседник, появились новые технологии в диагностике и лечении, которые вывели работу хирургов на иной уровень, и прогресс на этом не останавливается. В качестве перспективных направлений он выделяет трансплантологию и применение стволовых клеток.
Хирургическое отделение Новолукомльской ЦРБ неоднократно признавалось первым в области по показателям, оперативной активности и широте выполняемых вмешательств.
— Сколько я здесь работаю, в большинстве случаев мы справлялись сами, без привлечения специалистов областного уровня. Для этого есть все необходимое оборудование и подготовленные кадры, — отмечает Леонид Владимирович. — Сегодня выполняем весь спектр как экстренных, так и плановых операций. Активно используем малоинвазивные методы — за год проводим более 100 лапароскопических холецистэктомий. Вообще же работа районного хирурга требует от специалиста универсальности в разных областях. Оказываешь помощь как взрослым, так и детям. Когда я только начинал, оперировал даже малышей с врожденными патологиями, в том числе с отсутствием передней брюшной стенки, вскрывшимися спинномозговыми грыжами. Раз 10 приходилось забирать ребенка прямо из родзала. Сегодня подобной практики нет, поскольку этих детей сразу направляют на областной уровень. 
За всю свою карьеру Леонид Владимирович выполнил более 24 тысяч операций. Говорит, не раз бывали крайне сложные ситуации. Например, еще во время работы в Орше оказывал помощь пациентам с сочетанными травмами, множественными огнестрельными ранениями.
— Однажды привезли мужчину, пострадавшего от взрыва гранаты. В операционной тогда кроме меня еще 10 врачей 6 часов боролись за его жизнь, — приводит пример хирург.
Кстати, своих пациентов Леонид Боярин называет исключительно по имени и отчеству. А еще считает, что если приложил руки к здоровью человека, то он после этого почти член твоей семьи. С некоторыми пациентами специалист поддерживает дружеские отношения до сих пор. Многие из них работают на градообразующем предприятии — Лукомльской ГРЭС. Леонид Владимирович уже немало знает об электроэнергетике — знакомые иногда в шутку спрашивают, а точно ли он еще работает хирургом?
Помогать молодым
Учиться никогда не поздно, уверен Леонид Боярин. Даже когда за плечами было 25 лет стажа, он перед каждой сложной операцией у «нестандартного» пациента садился за книги, от и до изучал предстоящее вмешательство. Случается, и сегодня обращается к профессиональной литературе.
— В моей жизни было много наставников. Передовые методики в свое время перенимал у профессоров Григория Шороха, Николая Завады из БелМАПО, Владимира Петухова, Юрия Мартова и Владимира Шиленка из ВГМУ, — перечисляет доктор. — Можно сказать, учился почти у всех ведущих белорусских хирургов. Как главный хирург Оршанщины постоянно посещал специализированные конференции, съезды, интересовался опытом зарубежных коллег. 
Для многих специалистов Леонид Владимирович и сам стал наставником.
— Сейчас большой плюс в плане подготовки — возможность пройти интернатуру по месту распределения. У нас в отделении 3 врача сначала учились, а теперь успешно работают наравне со всеми. 
Оставшись в строю, опытный хирург до сих пор помогает молодым коллегам у операционного стола. Участвует и в сложных операциях.
— Провести 2–3 часа в операционной — без проблем. Хотя раньше, бывало, и по 16 часов стоял. Но даже в более молодом возрасте выдержать столько на ногах и в одной позе непросто. Нужно иметь хорошее здоровье и физическую закалку, — рассуждает хирург. — Поэтому в моей жизни всегда есть место активности. Зимой катаюсь на лыжах: за сезон мог по 300–500 км пробежать. Освоил не только классический, но и коньковый ход. Летом плаваю в местном озере. И на работе стараемся держать себя в форме. Поскольку нередко задерживаемся допоздна, повесили в ординаторской перекладину, есть также гиря и эспандеры. 
Семейная гармония
Работа помогла Леониду Боярину встретить свою любовь. Майя Андреевна приехала в Новолукомльскую райбольницу по распределению медсестрой-анестезистом. Молодые люди 4 года присматривались друг к другу, а потом решили быть вместе. Сейчас супруга на пенсии: оставила медицину, когда появились внуки.
— Мне повезло, что мы оба из одной сферы. Зная специфику работы, жена понимает, почему я задерживаюсь в больнице или могу экстренно туда отправиться. А ведь иногда семьи распадались именно по этой причине. Но у болезней же нет выходных и праздников! Да и один из моих принципов — «кто, если не я?». Все наши родственники и друзья это тоже понимают. Бывало, что мы в гостях, и вдруг вызвают на работу — тихо вставал и уходил. 
Супруги Боярины вырастили трех дочерей. Одна из них пошла по стопам родителей: окончила лечебный факультет Витебского мединститута. Сейчас работает в Минске в одной из лабораторий.
Продолжает династию и внучка — студентка 6-го курса Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Выбрать лечебное дело ей подсказал дедушка, а вот со специальностью девушка пока не определилась. К слову, всего в семье Бояриных 8 внуков.
— Что я могу сказать, проведя полвека в профессии? — задается вопросом Леонид Владимирович. — Только одно: мои юношеские желания и реальность полностью совпали!