Программы-диагносты, «облачные» лаборатории, телемедицинские сервисы создают облик современной медицины, делают реальными методы лечения, о которых могли только мечтать писатели-фантасты. Первый шаг к новой технологичной медицине – внедрение государственной системы единых электронных медицинских карт. К сожалению, на постсоветском пространстве пока нет завершенных проектов. Второй элемент – системы диагностики и лечения с использованием интернета вещей и больших данных – пока не находят финансовой поддержки у государства.

Интернет медицинских вещей

Аналитики предполагают, что интернет-вещей скоро станет фундаментом для принципиально новых методов ускоренной диагностики и предупреждения заболеваний. Уже сейчас в США 46% граждан располагает носимыми приборами с функциями медицинского контроля и отправки данных через интернет. Более того, стратегия основных производителей таких гаджетов строится на дистанционном мониторинге самочувствия человека. Устройство собирает медицинские данные и отправляет их врачу в реальном времени. «Количество доступных IoT-технологий уже перевалило за 8 млрд, – рассказывает медик, автор telegram-канала про медтехнологии Ибрагим Саламов, – и медицину интернет вещей не обошел стороной. По данным Rock Helth, 30% первичных обращений в США –  телемедицинские».

В США и Европе уже тестируются инновационные методы диагностики. «В Польше на машины скорой помощи, которые обслуживают отдаленные от городов населенные пункты, установили специальные электрокардиографы. Фельдшер при сложных случаях, когда в чем-то сомневается, нажимает кнопку и транслирует кардиограмму в кардиологическое отделение к дежурному врачу. Врач смотрит и оценивает экстренность патологии. Если есть показание, то пациента быстро везут в отделение и делают стентирование коронарной артерии, например. В Сети можно найти уже работы по этим аппаратам. Результаты радуют. И вот таких примеров использования IoT-технологий в медицине я могу привести с десяток и еще больше предложить идей», – говорит Саламов.

Вне закона

Уже сегодня в Беларуси разрабатывается несколько уникальных медицинских проектов. Один из них связан с использованием технологии дополненной реальности и позволяет выстраивать полноценные голографические «прогнозы» сложных операций. Очень скоро в России и Беларуси начнутся «полевые» испытания проекта Philips по построению «умного» дома, который с помощью специальных датчиков будет следить за здоровьем жильцов.

В Россию и Беларусь телемедицина и IoT постепенно приходят. Но очень медленно. По словам доцента Белорусского государственного медицинского университета Татьяны Бич, в медицинской практике применение интернет-технологий и особенно решений из области интернета вещей не регламентировано. «Нет ни законодательства, ни медицинских практик. Кроме того, нет и самих интернет-технологий, которые могли бы существенно упростить работу врача. Мы знаем, что в этой области разработки ведутся, но пока ими не располагаем в повседневной работе», – говорит эксперт.

Ибрагим Саламов признался Digital.Report, что медицина в странах СНГ не отвечает темпам развития информационных технологий. «Я лично в этом убедился, когда хотел реализовать идею с ларингоскопом (аппарат для исследования гортани, – прим. DR.), который работал бы в паре с Google Glass. Ситуация четко отразила отношение отечественной медицины к новым технологиям. Заведующему отделением анестезиологии и реаниматологии в областной больнице Беларуси идея очень понравилась. Я даже успешно выступил с докладом перед научной коллегией. Но когда я спросил, поддержит ли начинание университет или другая государственная организация, все очень засомневались», – сказал Саламов.

Большие данные помогут повысить эффективность лечения

Большие данные, как инструмент биоинформатики, раскроют множество секретов и принесут большую пользу человечеству в борьбе со сложными заболеваниями и при разработке новых лекарств. Так считает эксперт в области разработки программных медтехнологий, директор по качеству компании Artezio Андрей Шагалов. «Собрав воедино данные сотен и тысяч людей с одинаковыми симптомами и различными способами лечения, вы статистически получаете информацию о наиболее эффективном лечении. Вы можете анализировать информацию о применении конкретного препарата в различных случаях, и, например, находить, что старый давно известный препарат может применяться не только при заболевании, против которого он был разработан, но также он может быть эффективен и при других болезнях», – уверен он.

На вопрос, могут ли появиться системы, которые на основе анализа информации смогут поставить диагноз самостоятельно, без человека, Андрей Шагалов отвечает утвердительно. «Программа по внедрению единых электронных медицинских карт в США началась еще в 2004 году. Европейский Союз планирует реализовать централизованную систему медицинских записей к 2020 году. Министерство здравоохранения России работает над тем, чтобы в ближайшие годы не менее 95% медицинских организаций могли подключиться к единой информационной государственной системе в сфере здравоохранения. Как только такие системы будут созданы, следующим шагом будет разработка глобальных экспертных систем, помогающих врачам поставить диагноз и выбрать наиболее эффективное лечение», – говорит эксперт. При этом он уточняет, что существует много нюансов: «Различие стандартов от учреждения к учреждению (что считается болезнью, а что нет), различные способы лечения, стандарты ведения медицинских записей, меняющиеся госстандарты и так далее».

По мнению эксперта Artezio, собрать данные воедино и проанализировать – непростая задача. «Экспертные системы, помогающие врачам с диагнозами, – это не далекое будущее, а скорее уже завтрашний день. Собственно, в рамках отдельных учреждений такие системы появлялись еще в конце прошлого века, но для повсеместного использования не хватало технологий сбора и анализа данных, которые постепенно становятся доступны с развитием больших данных», – подчеркнул Шагалов.

Татьяна Бич уверена, что ставить диагнозы компьютерные системы не смогут. «Машина не способна учесть множество ключевых факторов, которые отслеживает врач при постановке диагноза. В области дерматологии уже были попытки внедрить машинную постановку диагноза, но обнадеживающих результатов получить не удалось», – сказала доцент БГМУ.

Андрей Шагалов не согласен, он уверен, что роботы-врачи появятся совсем скоро. Другое дело, согласятся ли пациенты им доверять. «Со временем на многие вопросы смогут отвечать роботы без участия врача-человека. Пока об этом говорить рано, в том числе и потому, что психологически пациенты скорее всего не готовы доверять свою жизнь роботам. Однако в некоторых областях нейронные сети уже превосходят человека, а значит, вполне вероятно, однажды смогут ставить диагноз пациенту лучше живого врача», – отметил эксперт.