К 2030 году мы увидим появление нового, привилегированного класса граждан, которые могут позволить себе технологическую модернизацию своего физического и психологического состояния (экзоскелеты, генное редактирование, умные лекарства, интерфейсы мозг-компьютер). Это приведет к новому разрыву в области здравоохранения и создаст потенциальный источник усиления неравенства в обществе. Такие выводы содержатся в отчете о результатах глобального исследования Consumer Vision 2030, проведенного коммуникационной группой dentsu.

Мерило успеха

В будущем люди будут «мериться» не количеством денег на банковском счете, не размерами автомобилей и особняков, а здоровьем. Неравенство в социуме будет не про дензнаки, а про отредактированные гены. Одни люди смогут стать «супермужчинами» и «суперженщинами», улучшить свои задатки, а другие – нет. Такое мнение высказала, в частности, уругвайская предпринимательница и инженер по электронике и телекоммуникациям Виктория Алонсоперез, которая приняла участие в исследовании dentsu.

Видение долгосрочных тенденций в потребительском поведении было сформировано на основе опроса более 30 тысяч человек по всему миру и экспертов, среди которых, футурологи, ученые, представители техиндустрии. Они единодушно делают вывод, что пандемия новой коронавирусной инфекции значительно ускорила развитие многих тенденций, которые сформировались задолго до нее. В частности, на первый план вышли забота о здоровье и внимание к экологическим проблемам, запрос на эмпатию, инклюзивное общество и этическое регулирование внедрения технологий.

С одной стороны, люди рассчитывают на помощь инноваций в достижении своей цели жить качественно и долго. Почти половина респондентов считают, что в течение следующих пяти-десяти лет они будут использовать технологии для прогнозирования того, что произойдет с их физическим здоровьем. Лечащий врач сможет предложить им сделать анализ ДНК для оценки будущего риска появления хронических заболеваний и далее подскажет, как скорректировать образ жизни соответствующим образом. С другой, человечество опасается, что все собранные о них сведения могут быть использованы против них, что машины восстанут, искусственный интеллект захватит мир. Американские киноблокбастеры очень наглядно демонстрируют эти страхи.

Здоровый шопинг

Потенциальные риски для здоровья будут сильнее влиять на решение человека о покупке тех или иных вещей. На рынке появится больше «здоровых» товаров, например, алкосинты – безалкогольные напитки, которые имитируют не только вкус, но и эффект от употребления алкоголя.

34% опрошенных готовы рассмотреть возможность внедрения микрочипа в свой мозг, чтобы усилить физические способности и навыки. 32% респондентов сказали, что в будущем могут даже решиться на медицинское вмешательство для улучшения своего ментального здоровья (аналитики объясняют это общим ухудшением психологического состояния людей во время пандемии).

Еще треть опрошенных заверили, что в ближайшие десять лет смогут доверить заботу о пожилых родственниках искусственному интеллекту и роботам. Впрочем, другие глобальные исследования показывают, что еще выше процент тех, кто готов поручить роботизированной няньке и своих детей.

Несмотря на то, что в мире уже зарегистрировано несколько вакцин от COVID-19, более двух третей потребителей чувствуют обеспокоенность по поводу посещения публичных мест в будущем. Их неуверенность подогревают многочисленные публикации в СМИ от имени вирусолов и инфекционистов о том, что человечество ждет новые пандемии. Все это значит, что виртуальный опыт продолжит расширяться, а технологии VR/AR/MR обеспечат наступление подлинной киберреальности. Все больше сервисов человек захочет получать у себя дома, включая те, которые направлены на уход за собой, диагностику заболеваний, обнаружение и предупреждение патогенов. Это послужит толчком для развития умных домов и целых городов, резюмирует dentsu.

Бренды благополучия и долголетия

Как уже ранее писал evercare.ru, в ближайшем будущем рынок захватят «здоровые» и смелые бренды, для которых самое главное — это качество жизни потребителя, причем независимо от того, продают ли они автомобили, страховки или кровати. Этот же тренд отмечают и аналитики dentsu.

В 2030 году каждый бренд станет брендом здоровья, и все компании должны будут помогать потребителям повышать свое благосостояние с помощью продуктов и услуг.

В Китае 4 из 10 потребителей даже готовы рассмотреть возможность использования одной компании для удовлетворения всех их жизненных потребностей, таких как шопинг, финансовые услуги и здравоохранение. Это грозит компаниям, работающим на рынке здравоохранения, возникновением конкуренции со стороны игроков из совершенно неожиданных отраслей экономики.

Безусловно, данный прогноз видится достаточно оптимистичным, и есть серьезные сомнения в том, что все заявленные тренды станут мейнстримом в России в обозначенные 10 лет. Причин тому великое множество.

Источник