Фото 1

В Беларуси до конца текущего года будет реализован масштабный, можно сказать революционный, проект по использованию информационных технологий в области медицины. Министерство здравоохранения страны распорядилось, чтобы до конца 2017 года все медучреждения были подключены к системе телемедицинского консультирования, а пациенты смогли «посещать» врачей даже по Skype.

Теледоктора вызывали?

Беларусь может стать первой страной на постсоветском пространстве с максимальным охватом телемедицинского консультационного обслуживания. До конца 2017 года все медучреждения получат доступ к специальной системе, которая позволит консультировать пациентов удаленно. Об  этом рассказала начальник главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Елена Богдан. Она также отметила, что медицинские консультации могут быть доступны и используя Skype.

По словам врача скорой помощи Константина Толстоногова, «министерство здравоохранения присматривается к телемедицине достаточно давно».

«Уже все кардиографы выездных фельдшерских бригад оборудованы приставками, чтобы передавать ЭКГ дистанционно, от постели больного к старшему врачу для консультаций. Технология, правда «аналоговая», но есть мобильная связь и вайбер», – отмечает он.

Но если говорить о серьезном применении телемедицины на практике, то, по словам практикующего врача, есть определенные сложности. «Еще не решен вопрос с электронным документооборотом в медицинских учреждениях. В подавляющем большинстве лечебных учреждений отсутствует локальная компьютерная сеть. И как можно говорить об использовании Skype в диагностике, если даже скорая помощь в стране не радиофицирована. Нет радиостанций и ясности с радиочастотами. Врачи вынуждены получать и передавать информацию через мобильную связь, которая в критических ситуациях может оказаться недоступной. Если подходить системно, то сначала нужно строить фундамент для новых технологий и только потом надстраивать на него инновационные системы. Перспектива у телемедицины есть, равно, как и зарубежный опыт. Но нужны деньги и понимание текущих процессов», – говорит Толстоногов.

Робот-врач?

Развитие телемедицины – это первый шаг к полностью автоматизированным системам диагностики. Технический директор компании Artezio Сергей Павлов считает применение информационных технологий в медицине актуальным и востребованным, «ведь они в какой-то мере обеспечивают равномерный доступ к медицинским услугам в разных областях и районах государства».

«А если мы говорим об узких специалистах, которых в системе медицинского обслуживания может быть немного, то телемедицина – это шанс для пациентов быстро получить у них профессиональную консультацию, а не проводить в ожидании личного приема несколько месяцев. Если есть доступные технические возможности: скоростная передача видеоконтента, нормальная камера и свет, то это будет очень востребованная система», – сказал Павлов.

Эксперт рассказал, что Artezio уже работает над проектами в области автоматизации диагностики и лечения, но до создания роботов-врачей еще далеко. «Если говорить об автоматизированных системах диагностирования, то их существование сегодня под большим вопросом. Во-первых диагноз может поставить только специалист с профильным образованием. Если автоматизированная система поставит диагноз неправильно – на кого вы подадите в суд? На разработчика? Но ведь он не является специалистом в медицинской области. Второй вопрос – уровень доверия к подобным системам. Я не говорю, что люди не будут доверять роботам-врачам, но прислушиваться к ним они начнут еще не скоро», – говорит Павлов.

Эксперт полагает, что первый шаг на пути к автоматизации медицины – это рекомендательные системы, которые будут работать с архивными данными и подсказывать врачу, как лечили пациента ранее и с каким успехом. Но для этого нужно стандартизировать подходы к постановке диагноза.

«Нужно превратить постановку диагноза в своеобразный медицинский код, который будет учитывать состояние пациента, результаты предыдущей терапии, хронические и наследственные заболевания. Есть понятие «анамнез», и он должен входить в состав медицинского кода. Тогда мы можем начать сбор статистических данных. Проще говоря, мы разработали нормативно-справочную систему, потом создадим систему, которая будет давать специалистам по медицинскому кодированию возможность облекать диагноз в понятную для машины форму. Система будет аккумулировать эту информацию по каждому пациенту и делать какие-то выводы. Эта информация будет поставляться врачу, который увидит, как лечили пациента, какие лекарства ему помогли. И только потом, когда вырастет уровень доверия к таким системам и изменится законодательная база, можно говорить об автоматической постановке диагнозов», – сказал Сергей Павлов.

А дальше?

Пока медицина дойдет до роботов-врачей, ей придется опробовать не один десяток технологий. «Практически все самые современные и хайповые технологии имеют реальное применение в медицине. На основе blockchain компании пытаются выстроить системы децентрализованного и безопасного хранения медицинских данных. А на основе не сходящей с первых полос технологических изданий VR уже делают системы реабилитации после инсульта и сложных ЧМТ с помощью шлемов виртуальной реальности», – рассказал Андрей Пушкин, создатель и автор канала Медтех, digital-стратег.

Он считает, что технологии в медицине должны быть максимально отшлифованы и протестированы, что сейчас немного тормозит бурное развитие. Так, например, возникает много различных вызовов, один из них – кибербезопасность. «Скомпрометированные био-данные пользователей несут огромную угрозу, особенно в век развития биометрической идентификации. И большой вопрос представляет безопасность устройств из интернета вещей. Вспомнить только недавний скандал со взломом носимого устройства ввода инсулина. А это несет реальную опасность человеческой жизни», – уверен Пушкин.