Результаты МРТ головного мозга, которые показывают влияние полета на мозг пилотов истребителей F16, также могут пролить свет на влияние космических путешествий на астронавтов, согласно исследованию, опубликованному 15 февраля в Frontiers in Physiology .

Пилоты истребителей испытывают те же эффекты, что и астронавты, в своей работе, включая воздействие гравитационного уровня (переходы уровня g и более высокие уровни g), пишет группа под руководством доктора Вильгельмины Радстейк из Университета Антверпена в Бельгии.

«Мозг пилотов-истребителей F16… имеет много общего с мозгом астронавтов в плане адаптации к измененным уровням гравитации и быстрой обработки противоречивой сенсорной информации», — отмечают исследователи в опубликованном журналом заявлении. «МРТ-сканирование показало, что у пилотов с большим опытом полетов наблюдались специфические паттерны связей мозга в областях, связанных с обработкой сенсомоторной информации… различия в связях мозга по сравнению с непилотами».

Подобно летчикам-истребителям, астронавты сталкиваются с измененными уровнями гравитации и необходимостью быстро интерпретировать временами конфликтующие сенсорные и визуальные стимулы — и все это при управлении сложным транспортным средством на высоких скоростях.

«Эти факторы представляют собой мощный коктейль, и предыдущие исследования показали, что мозг может претерпевать структурные и функциональные изменения после космического полета и обучения космонавтов в процессе, называемом нейронной пластичностью», — пояснили исследователи. «Понимание этих изменений может помочь нам лучше подготовить астронавтов к дальним путешествиям, что крайне важно, если мы когда-нибудь достигнем других планет».

Группа Радстейка провела исследование, в котором приняли участие 10 пилотов истребителей ВВС Бельгии и контрольная группа из 10 непилотов. Все прошли МРТ головного мозга, из которого авторы извлекли данные о любых изменениях функциональной связи мозга; Затем исследователи проанализировали любые различия во всем мозге или интересующей области (в частности, в правой угловой извилине мозга и теменной покрышке) между пилотами и непилотами из контрольной группы.

Исследователи предположили, что они обнаружили различия в связях мозга между опытными и менее опытными пилотами, что является следствием большего количества летных часов. Различия заключались в меньшей связности в областях мозга, которые обрабатывают сенсомоторную информацию, «что может указывать на то, что мозг адаптируется, чтобы справляться с экстремальными условиями, возникающими во время полета».

По данным группы, по сравнению со сверстниками, не являющимися пилотами, опытные пилоты также продемонстрировали более высокую связь в вестибулярных и зрительных информационных областях мозга, которые управляют когнитивными потребностями полета.

Авторы пришли к выводу, что результаты могут привести к улучшению подготовки как пилотов истребителей, так и космонавтов.

«Показав, что вестибулярная и зрительная информация у пилотов обрабатывается по-разному, мы можем порекомендовать пилотам подходящую исследовательскую группу для более глубокого понимания адаптации мозга к необычным гравитационным условиям, например, во время космического полета», — написали они. 

Источник