Исследователи, использующие МРТ сверхвысокого разрешения, выявили увеличенные периваскулярные пространства в головном мозге страдающих мигренью https://www.itnonline.com/channel/magnet-resonance-imaging-mri

Рисунок 3. Трехмерная карта полуовального центра (CSO) и базальных ганглиев (BG) периваскулярных пространств (PVS), созданная на основе проверенной врачом автоматической сегментации PVS с использованием программного обеспечения ITK-SNAP.

Новое исследование впервые выявило увеличенные периваскулярные пространства в головном мозге страдающих мигренью. Результаты исследования будут представлены на следующей неделе на  ежегодном собрании  Радиологического общества Северной Америки ( RSNA ).

«У людей с хронической мигренью и эпизодической мигренью без ауры наблюдаются значительные изменения в периваскулярных пространствах области мозга, называемой полуовальным центром», — сказал соавтор исследования Уилсон Сюй, кандидат медицинских наук в Медицинской школе Кека Университета Нью-Йорка. Южная Калифорния в Лос-Анджелесе. «Об этих изменениях никогда раньше не сообщалось».

Мигрень является распространенным, часто изнурительным состоянием, сопровождающимся сильной повторяющейся головной болью. Мигрень также может вызывать тошноту, слабость и чувствительность к свету. По данным Американского фонда мигрени, более 37 миллионов человек в США страдают от мигрени, и до 148 миллионов человек во всем мире страдают от хронической мигрени.

Периваскулярные пространства представляют собой заполненные жидкостью пространства, окружающие кровеносные сосуды головного мозга. Чаще всего они локализуются в базальных ганглиях и белом веществе головного мозга, а также вдоль зрительного тракта. На периваскулярные пространства влияет несколько факторов, включая нарушения гематоэнцефалического барьера и воспаление. Расширенные периваскулярные пространства могут быть признаком основного заболевания мелких сосудов.

«Периваскулярные пространства являются частью системы выведения жидкости в головном мозге», — сказал Сюй. «Изучение того, как они способствуют возникновению мигрени, может помочь нам лучше понять сложности возникновения мигрени».

Сюй и его коллеги решили определить связь между мигренью и расширением периваскулярных пространств.

Исследователи использовали МРТ сверхвысокого поля 7T для сравнения структурных микрососудистых изменений при различных типах мигрени.

«Насколько нам известно, это первое исследование с использованием МРТ сверхвысокого разрешения для изучения микрососудистых изменений в головном мозге из-за мигрени, особенно в периваскулярных пространствах», — сказал Сюй. «Поскольку 7Т МРТ способна создавать изображения головного мозга с гораздо более высоким разрешением и лучшим качеством, чем другие типы МРТ, ее можно использовать для демонстрации гораздо меньших изменений, происходящих в тканях мозга после мигрени».

В исследование вошли 10 человек с хронической мигренью, 10 человек с эпизодической мигренью без ауры и пять здоровых людей того же возраста. Все пациенты были в возрасте от 25 до 60 лет. Из исследования исключались пациенты с явными когнитивными нарушениями, опухолью головного мозга, предшествующими внутричерепными хирургическими вмешательствами, противопоказаниями к МРТ и клаустрофобией.

Исследователи рассчитали увеличенные периваскулярные пространства в полуовальном центре (центральная область белого вещества) и областях базальных ганглиев головного мозга. Гиперинтенсивность белого вещества — поражения, которые «загораются» на МРТ, — измеряли по шкале Фазекаса. Церебральные микрокровоизлияния оценивали по анатомической шкале оценки микрокровоизлияний. Исследователи также собрали клинические данные, такие как продолжительность и тяжесть заболевания, симптомы во время сканирования, наличие ауры и стороны головной боли.

Статистический анализ показал, что количество расширенных периваскулярных пространств в полуовальном центре было значительно выше у пациентов с мигренью по сравнению со здоровым контролем. Кроме того, увеличение объема периваскулярного пространства в полуовальном центре коррелировало с выраженностью гиперинтенсивности глубокого белого вещества у больных мигренью.

«Мы изучали хроническую мигрень и эпизодическую мигрень без ауры и обнаружили, что при обоих типах мигрени периваскулярные пространства были больше в полуовальном центре», — сказал Сюй. «Хотя мы не обнаружили каких-либо значительных изменений в тяжести поражений белого вещества у пациентов с мигренью и без нее, эти поражения белого вещества были в значительной степени связаны с наличием увеличенных периваскулярных пространств. Это говорит о том, что изменения в периваскулярных пространствах могут привести в будущем к развитие большего количества поражений белого вещества».

Исследователи предполагают, что значительные различия в периваскулярных пространствах у пациентов с мигренью по сравнению со здоровым контролем могут свидетельствовать о нарушении лимфатических узлов в головном мозге. Глимфатическая система представляет собой систему удаления отходов, которая использует периваскулярные каналы для выведения растворимых белков и метаболитов из центральной нервной системы.

Однако неизвестно, влияют ли такие изменения на развитие мигрени или являются следствием мигрени.

Продолжение исследования с большим числом пациентов и лонгитюдным наблюдением позволит лучше установить взаимосвязь между структурными изменениями и развитием и типом мигрени.

«Результаты нашего исследования могут вдохновить будущие, более масштабные исследования, чтобы продолжить изучение того, как изменения в микроскопических сосудах мозга и кровоснабжении влияют на различные типы мигрени», — сказал Сюй. «В конечном итоге это может помочь нам разработать новые, персонализированные способы диагностики и лечения мигрени».

Соавторами являются Брендон Чоу, Джузеппе Барисано, Раймонд Хуанг, Сония Пинто, доктор медицины, Даниэль Чанг Фунг, доктор медицины, Сома Сахай-Шривастава, Александр Лернер, доктор медицины, и Насим Шейх Бахаи, доктор медицины, FRCR.

дополнительная информация: www.rsna.org