Лента новостей → Парадоксы швейцарской системы здравоохранения
Швейцарская система здравоохранения — одна из наиболее дорогостоящих в мире. При этом и продолжительность жизни людей в Конфедерации тоже исключительно высока. Можно ли на основании этого делать вывод о том, что затраты на здравоохранение прямо пропорциональны степени здоровья общества? Чем больше денег, тем здоровее граждане? Не все так просто! Если внимательно проанализировать предлагаемые ниже графические схемы, что можно прийти к выводу, что в развитых странах, таких, как Швейцария, корреляция между инвестициями в здравоохранение и продолжительностью жизни выражена не столь наглядно, как в менее развитых странах.
В Швейцарии есть добрая традиция – каждую осень швейцарские федеральные власти объявляют населению о новом витке процесса удорожания стоимости базовой медицинской страховки, при этом в качестве столь же традиционного довода указывается на рост расходов на здравоохранение в целом. За последние двадцать лет доля расходов бюджетов домохозяйств, уходящая на медицинское страхование, выросла очень заметно. Медицина и здравоохранение все более тяжким бременем ложатся на плечи самых широких слоев населения страны.
На последние 16 лет стоимость базового пакета услуг медицинского страхования выросла вдвое. Зарплаты же увеличились только на 22%
В целом, в мировом зачете, продолжительность жизни наиболее высока в странах, где в здравоохранение и поддержание здоровья населения инвестируются значительные средства и ресурсы. Впрочем, связь эта носит характер не линейный, и почти все развитые страны с определенного момента выходят на так называемое «плато», когда даже качественный рост инвестиций в здравоохранение приводит в лучшем случае к количественным положительным сдвигам, а то и вообще остается без последствий. Другими словами, деньги в области здравоохранения решают далеко не всё. Кроме того, в богатых странах взаимосвязь между инвестициями в медицину и продолжительностью жизни выражена не толь ярко, как в странах менее состоятельных.
Наиболее показательный пример — Соединенные Штаты Америки, где расходы на здравоохранение едва ли не самые высокие в мире, но при этом продолжительность жизни в этой стране ниже даже, чем в Ливане, где в медицину инвестируется в 10 раз меньше средств, чем в США. Другой пример: во Вьетнаме, который тратит на здравоохранение 390 долларов в год на человека (или 7,1% своего ВВП), жители в среднем доживают до почтенного возраста в 75,6 лет, тогда как в России, где ежегодные медицинские расходы на человека достигают 1 836 долларов (а это также 7,1% ВВП), люди живут в среднем примерно 70,4 лет.
Начиная с определенного момента дополнительные расходы на здравоохранение начинают приносить очень малую пользу, либо вообще никакой.
Что же происходит? Объяснение этого парадокса и просто, и сложно одновременно. На среднюю продолжительность жизни влияет не только состояние собственно системы здравоохранения, но еще и такие немаловажные факторы, как образ жизни людей, их привычки в сфере питания, уровень загрязненности окружающей среды, генетическая предрасположенность, степень распространенности курения, уровень злоупотребления алкоголем, общее моральное и психологическое состояние общества, и так далее. При этом ситуацию можно исправить за счет вполне недорогих и даже банальных мер.
Например, доказано, что средняя продолжительность жизни растет там, где удалось добиться сокращения младенческой смертности благодаря повсеместной вакцинации. Однако в тех странах, где средняя продолжительность жизни и так уже достигла высокого уровня, ситуация складывается качественно иная. Все «дешевые» меры там давно уже приняты, их потенциал исчерпан, а потому остаются меры только «дорогие», например, в области борьбы с хроническими заболеваниями.
Однако вернемся в Швейцарию. Как видно на этом графике, объемы бюджетных ассигнований на цели медицины могут значительно отличаться от кантона к кантону, но при этом ставка страховых взносов, уплачиваемых гражданами, что не удивительно, всегда находится в прямо пропорциональном отношении с бюджетами, выделяемыми кантонами на цели здравоохранения (это соотношение отмечено пунктирной линией). При этом на продолжительности жизни все это никак не сказывается. Меньше всего живут граждане кантона Базель-городской (79,4 года), а дольше всего – граждане кантона Цуг (81,6 лет).