Повышенная жесткость печени была обнаружена при ультразвуковой эластографии, проведенной в среднем через 44 недели после острой инфекции COVID-19.

Рисунок 1. 55-летняя женщина с инфекцией COVID-19 в анамнезе за 38 недель до даты проведения ультразвуковой эластографии сдвиговой волной.  Скорость поперечной волны 1,91 м/с соответствует модулю Юнга 10,94 кПа, что указывает на аномально высокую жесткость печени и может отражать хроническое повреждение печени.

 Инфекция COVID-19 связана с повышенной жесткостью печени, что является признаком возможного долгосрочного повреждения печени, согласно результатам нового исследования, представленного сегодня на  ежегодном собрании  Радиологического общества Северной Америки ( RSNA ). ).

«Наше исследование является частью новых доказательств того, что инфекция COVID-19 может привести к повреждению печени, которое сохраняется в течение длительного времени после острого заболевания», — сказал Фирудех Хейдари, доктор медицинских наук, научный сотрудник Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне.

Жесткость печени является маркером повреждения печени , такого как воспаление или фиброз. Фиброз – это накопление рубцовой ткани в печени. Со временем здоровая ткань печени уменьшается, и печень больше не может функционировать должным образом. Прогрессирующий фиброз может привести к раку печени и печеночной недостаточности.

В ретроспективном исследовании исследователи сравнили жесткость печени пациентов с инфекцией COVID-19 в анамнезе с двумя контрольными группами. Все пациенты прошли ультразвуковую эластографию сдвиговой волны в период с 2019 по 2022 год в Массачусетской больнице общего профиля. Эластография сдвиговой волной — это специализированный метод, использующий звуковые волны для измерения жесткости ткани.

Пациенты были разделены на одну из трех групп в зависимости от того, когда они прошли эластографию и был ли у них положительный результат на COVID-19. Группа с положительным результатом на COVID-19 состояла из 31 пациента, у которых был положительный результат ПЦР-теста на COVID-19 не менее чем за 12 недель до эластографии. Группа контроля пандемии состояла из случайной выборки из 50 пациентов, которым была проведена эластография во время пандемии COVID-19 и у которых в анамнезе были только отрицательные результаты ПЦР-теста на COVID-19. Предпандемическая контрольная группа состояла из случайной выборки из 50 пациентов, которые прошли эластографическое исследование до пандемии COVID-19.

Средний возраст составил 53,1 года для пациентов с COVID-положительным статусом, 55,2 года для группы контроля пандемии и 58,2 года для группы контроля до пандемии. Из общей когорты 67 были женщинами. В группе с положительным результатом на COVID эластографические исследования проводились в среднем через 44 недели после положительного результата теста ПЦР.

После учета возраста, пола и периода времени статистический анализ результатов эластографии показал, что у пациентов с COVID-положительным результатом была статистически значимо более высокая жесткость печени, чем у пациентов контрольной группы.

У пациентов с COVID-позитивным медиана живой жесткости была выше (7,68 кПа), чем у пациентов с пандемическим контролем (5,99 кПа).

Неожиданно в контрольной группе до пандемии также была более высокая средняя жесткость (7,01) по сравнению с контрольной группой пандемии. Причина этого вывода еще не понята, но считается, что это результат изменения схемы направления во время пандемии. Кроме того, было отмечено, что пациенты, направленные на эластографию до пандемии, были старше, чем пациенты, направленные после начала пандемии.

«Мы еще не знаем, приведет ли повышенная жесткость печени, наблюдаемая после заражения COVID-19, к неблагоприятным исходам для пациентов», — сказал доктор Хейдари. «В настоящее время мы изучаем, является ли тяжесть острых симптомов, связанных с COVID, предиктором тяжести долгосрочного повреждения печени. Мы надеемся обогатить нашу существующую базу данных дополнительными данными о пациентах и ​​более широким набором сопутствующих переменных, чтобы лучше понять постострое воздействие COVID-19 на печень».

Соавторами являются Теодор Пирс, доктор медицины, Энтони Самир, доктор медицины, магистр здравоохранения, Аринк Озтюрк, доктор медицины, Мадханги Парамешваран, магистр медицины, магистр медицины, Мариан Мартин, доктор медицины, магистр здравоохранения, и Ханна Эденбаум, магистр медицины.

Источник