Португалия занимает ведущее место в сфере развития телемедицины во всем мире благодаря недавно принятому Национальному стратегическому плану в области телездравоохранения (PENTS).

Министерство здравоохранения Португалии приступило к реализации программы PENTS в конце 2019 года с целью продвижения своего телемедицинского подхода в сфере здравоохранения. Португалия занимается этими технологиями с 1990 года, и их нынешняя цель заключается в том, чтобы подробно изложить свое нынешнее видение сферы электронного здравоохранения страны. Ожидается, что новая схема позволит унифицировать телемедицину по всей стране за счет распространения передового опыта и обеспечения максимальной отдачи от него.

Микаэла Симен Монтейро, директор Национального центра телемедицины, заявила:

Многие из наших телемедицинских услуг работают лишь на местном уровне. Иногда они не отражают реальные организационные изменения, и поэтому, когда профессионалы в этой сфере уезжают, предоставление таких услуг становится неустойчивым. Только с помощью национальной стратегии, с четким обзором целей, которые должны быть достигнуты и поддержаны политиками, менеджерами, врачами, пациентами и лицами, ухаживающими за больными, можно будет превратить инициативы в синергетическую систему, которая представляет собой нечто большее, чем сумма ее частей.

Стратегия также позволит усовершенствовать инфраструктуру, интероперабельность и эксплуатационную совместимость, а также вспомогательное законодательство. По словам Монтейро, нормативно-правовая база должна стать более надежной, чтобы повысить уровень доверия, а образование медицинских работников должно включать в себя обучение методам работы в среде цифрового здравоохранения. Должна также повыситься грамотность простых граждан в области цифрового здравоохранения.

План учитывает вклад многочисленных заинтересованных сторон и экспертов по всему спектру вопросов здравоохранения. Сюда входит, в частности, информация и консультации от “Saúde em Diálogo” – платформы, объединяющей 52 ассоциации по защите прав пациентов. Это позволяет пациентам вносить свой вклад в формирование будущей телемедицинской системы по всей Португалии.

Монтейро объясняет, что

Стратегия подчеркивает центральную роль пациента, поскольку она сосредоточена на телемедицине как важном средстве интеграции медицинской помощи. Пациенты и лица, осуществляющие неформальный уход, играют здесь важную роль в совместном управлении здоровьем – особенно в условиях многообразия хронических заболеваний.

Телемониторинг стал очень перспективным способом расширения возможностей пациентов по всей Португалии. Португальское правительство запустило специальную программу по борьбе с хроническими заболеваниями, такими как хроническая обструктивная болезнь легких и сердечная недостаточность. Это привело к тому, что среди пациентов, которые принимают участие в телемониторинге, количество обращений в неотложную помощь по таким поводам сократилось на 50%, а незапланированные госпитализации – на 70%.

Для португальцев, участвующим в контроле своего здоровья, доступен целый ряд цифровых инструментов. Например, онлайновая “Гражданская зона” (RSE Área do Cidadão) позволяет людям получить доступ к своим электронным медицинским картам, записаться на прием к врачу и проверить свою карту вакцинации. В настоящее время в этой системе насчитывается более 2 250 000 пользователей, число которых увеличивается в среднем на 300 пользователей в день.

Электронный рецепт стал особенно популярной услугой и является обязательным в рамках португальской национальной системы здравоохранения. Вместо того, чтобы получать бумажные рецепты, пациенты теперь получают их с помощью текстовых сообщений или электронной почты. Сегодня более 80% пациентов пользуются этой услугой, что подчеркивает ее популярность. Тем не менее, Португалия делает еще один шаг вперед, став первой в ЕС страной, которая к концу ноября введет в действие полный набор трансграничных услуг по предоставлению кратких отчетов о пациентах и выписке электронных рецептов.

В Португалии действует контактный центр министерства здравоохранения, предоставляющий населению широкий спектр клинических и административных услуг. К ним относятся сортировка пациентов через Интернет, специальные телемедицинские услуги для пожилых людей, информация о медицинском обслуживании, направление к специалистам, проведение анализов на гепатит С и ВИЧ в аптеках или на дому.

Кроме того, существует приложение MySNS Carteira, с помощью которого пользователи могут собирать важную личную информацию о своем здоровье, такую как карты вакцин, данные доступа к Национальной службе здравоохранения, регистрация аллергии и электронные рецепты. Приложение также может создавать в календарях смартфонов напоминания о том, когда принимать лекарства. С момента запуска приложения в 2016 году, оно уже было загружено 460 000 раз и оказалось полезным для многих граждан.

В будущем в приложение Carteira будут добавлены новые функции, в том числе телеконсультации. Это обновление позволит медицинским работникам связываться по видеосвязи с другими специалистами в других отделах и практиках и привлекать их к работе. Бета-тесты уже запущены, и сервис надеется начать работу в следующем году.

Эти телеконсультации уже хорошо зарекомендовали себя в отношениях между медицинскими работниками и обеспечивают потоковую передачу информации между службами. Некоторые виды использования включают видеозвонки в службу поддержки, обмен клиническими изображениями и результатами лабораторных исследований. Приложение уже подключило более 200 медицинских учреждений, и с января по август 2019 года было проведено более 21 000 телеконсультаций.

Источник