verh

Геморрагическая лихорадка Эбола является острой вирусной инфекцией, поражающей как человека, так и различных животных. Летальность может достигать 90%, хотя во время вспышки эпидемии в марте 2019 года она не превысила 70%. Вирусологи выделяют пять разновидностей этого вируса, четыре из которых поражают человека. 

Эта болезнь была обнаружена сравнительно недавно, в 1976 году. Многие известные вирусологи считают, что только чрезвычайно высокая летальность не позволяет ей превратиться в чудовищную пандемию и начать истреблять человечество: больные гибнут, не успев заразить достаточно людей. От некоторых видов вируса, названного именем реки Эбола (территория демократической республики Конго, в прошлом республики Заир), в районе протекания которой болезнь впервые и была обнаружена, смертность достигает 90%. На сегодняшний день жертвами вируса Эбола стали десятки тысяч человек. Всемирная Организация Здравоохранения видит в вирусе Эбола угрозу международного значения и всех призывает к борьбе с этой смертоносной геморрагической лихорадкой. Во многих странах вирусологи пытаются разработать лекарства от этой болезни. Тратятся значительные средства, но пока никому не удалось создать однозначно действенный препарат.

Геморрагическая лихорадка Эбола является острой вирусной инфекцией, поражающей как человека, так и различных животных. Летальность может достигать 90%, хотя во время вспышки эпидемии в марте 2019 года она не превысила 70%. Вирусологи выделяют пять разновидностей этого вируса, четыре из которых поражают человека. Большинство экспертов считают, что естественными распространителями вируса являются плотоядные летучие мыши – крыланы, которые сами, однако, жертвами этой болезни никогда не становятся. Как считает известный российский иммунолог и вирусолог НИИ имени Пастера  Александр Семёнов, основной причиной вспышки заболевания стало поедание людьми летучих мышей – традиционного объекта охоты местных аборигенов.

У нас в России есть несколько видов лихорадок с похожей симптоматикой: Крымская лихорадка, ГЛПС-лихорадка с почечным синдромом и некоторые другие. Кроме того, есть шанс заразиться лихорадкой Денге, которую привозят туристы из тропиков. До определенного момента симптомы вируса Эбола похожи на симптомы малярии и некоторых видов тропических лихорадок, только развивается Эбола стремительней. Затем начинается сильное кровотечение, которое чаще всего говорит о неблагоприятном течении болезни. Если заразившийся человек не выздоровел в течение 1-2 недель, то вероятность смертельного исхода высока. Для болезни характерна быстрая генерализация инфекции с развитием общей интоксикации и ДВС-синдрома. Как показали лабораторные исследования, в районах, подверженных этой заразе (или, как говорят ученые, в районах эндемичности заболевания) у 7% населения уже развились антитела к вирусу Эбола.

Передаётся вирус при контакте с медицинским оборудованием – например, двое российских ученых погибли, случайно оцарапавшись иглами, которыми делали уколы мышам и морским свинкам. Вирус передается человеку при тесном контакте через травмы на коже или через слизистую, с кровью и выделениями инфицированных, в том числе при контакте с трупами погибших от вируса людей или животных. Был случай: рабочие, выполнявшие захоронение трупов шимпанзе, обнаруженных неподалеку от их селения, заразились и умерли от вируса, поскольку не знали, отчего погибли обезьяны и не предприняли никаких мер безопасности. К тому же местные племена, использующие погребальные обряды крайней первобытной дикости, отказываются от сожжения трупов. Они вручную бальзамируют умерших, сбривают с них волосы, которые затем используют для колдовства, приворотов и прочего мистического зверства. По некоторым поверьям, трупы больных зарывают прямо на берегу водоемов, близко к воде, чтобы болезнь «ушла с водой». Кстати, весьма нередки случаи заражения людей от различных видов обезьян, летучих мышей, и в том числе и от тех, что питаются фруктами, как считает профессор Жан-Жак Муэмбе. Кроме того, переносчиками заразы являются дикобразы, дукеры и некоторые виды мелких лесных антилоп – как живые животные, так и мёртвые. Трупы опасны более 50 суток.

Существует предположение, что причины распространения болезни связаны с уничтожением лесов, являющихся для мышей естественной средой обитания. В Африке вырубают огромные площади тропических джунглей, и мобильные, легко передвигающиеся по воздуху летучие мыши разлетаются по округе. Нельзя не упомянуть о возможности бесконтактного заражения. В Канаде местным вирусологам из университета Манитобы под руководством доктора Гэри Кобингера удалось обнаружить и задокументировать бесконтактную передачу вируса Эбола при проведении экспериментов на животных.

Диагностика вируса Эболы – непростая задача. В основном она основывается на эпидемиологических предпосылках: нахождение в эндемичной области, контакты с больными и т.д. Поэтому если вас прихватит в сельской маршрутке, фельдшер местной амбулатории может и запутаться при постанове диагноза. Конечно, существует характерная клиническая симптоматика. Есть лабораторные тесты, но тестирование образцов крови связано с огромными рисками заражения и должно производиться при максимально возможном уровне биологической защиты. Здесь можно вспомнить о двух лаборантах из Сергиева Посада, погибших от неосторожного обращения с медицинскими инструментами. Причём они были опытными сотрудниками со стажем! Новейшие разработки, кстати, касаются неинвазивной диагностики с использованием слюны и мочи.

За больными необходим интенсивный уход, в случаях обезвоживания показаны внутривенные вливания, больного поят растворами с электролитами. Нужны симптоматическая, дезинфекционная, гемостатическая терапия, дыхательная поддержка. Как ручается известный российский ученый профессор Михаил Щёлоков, в госпитальных условиях можно снизить смертность от Эбола до 10%. В качестве профилактики не рекомендуется ездить в эндемичные вирусу местности.

Местные методы разнообразны. В Кот д*Ивуар благотворители собирают по подписке средства для покупки мыла и дезинфицирующих средств, местные блогеры обливаются мыльной пеной и предупреждают об опасности. Гигантскую популярность получил блогер Нуо Бамба, в шикарном костюме кинувшийся в бассейн. «Теперь все знают об Эболе», – заявил он журналистам, стаскивая изуродованный хлоркой бассейна пиджак от «Картье». Аборигенам рассказывают, что нельзя есть сырое мясо, облизывать кончик копья, ассегая или бангваны, заколов дикое животное, что надо пить только чистую воду из бутылок, которую раздают в миссии или в лагере беженцев.

Хотя вирус открыли более 40 лет назад, лекарств от него, проверенных и действенных, до сих пор нет. Известно, что многие страны, организации и даже частные лица, среди которых много мультимиллионеров и миллиардеров, выделяют большие средства на борьбу с Эболой. Россиянин Олег Дерипаска потратил свыше 12 000 000 долларов на исследования. Серьёзно мешают лечению дремучие верования местных аборигенов и отсутствие стабильной культурно-просветительской работы среди них. Местные реликтовые племена, обитающие в сердце джунглей и сплошь пораженные Эболой, категорически не желают применять мер против болезни, а местные власти не в состоянии ничего им растолковать. В Африке их зовут «форестеры», довольно суровый и недоверчивый народ. По рассказам одного из наших эпидемиологов, Александра Семёнова, у местных следующее мнение на этот счёт: «Мугамба заболел – пришли белые, забрали Мугамба, Мугамба умер. Родственники Мугамбы заболели – пришли белые, забрали родственников, родственники умерли. Надо брать топоры и гнать белых, пока они не пришли за тобой». «Народ не понимает, что это болезнь. Они считают, что белые люди целенаправленно истребляют их, заражая болезнью» – считает Виктор Малеев, зам. директора Центрального НИИ эпидемиологии. Известно о нападениях на членов организации «Врачи без границ» и даже убийствах на этой почве. Тем временем только в Демократической Республике Конго по данным на 11 мая 2019 г. жертвами вируса стали более 1100 человек. В декабре там же убили двух медработников, боровшихся с болезнью.

Как стало известно ещё в феврале, отечественная вакцина против Эбола, разработанная в государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» (наукоград Кольцово, Новосибирская область), уже прошла регистрацию в Минздраве РФ и готова к использованию. Вакцину в первую очередь получат те медики, которые работают в очагах заболевания. По словам компетентных специалистов, вакцина резко отличается от существующих сомнительных разработок наибольшей эффективностью и универсальностью использования.