Куда могут привести испытания, где в качестве подопытного — ты сам? Как далеко мы готовы зайти в попытке сделать невероятное открытие или доказать оппонентам свою теорию? Где эта граница допустимого, которую не стоит пересекать даже во имя науки? И чем могут обернуться беспечные опыты? В попытке ответить на эти вопросы предлагаем ознакомиться с подборкой самых впечатляющих и пугающих экспериментов человека над собой.

В газовой камере: физиолог Джозеф Баркрофт

Джозеф Баркрофт обнаружил, что в момент, близкий к смертельному переохлаждению, человек чувствует тепло

Джозеф Баркрофт обнаружил, что в момент, близкий к смертельному переохлаждению, человек чувствует тепло

Имя британского физиолога Джозефа Баркрофта связано с исследованиями в области насыщения крови кислородом. Ученый прославился не только своими открытиями, но и откровенно смелыми методами сбора информации. Во время Первой мировой войны на волне всеобщего ажиотажа по поводу использования химического оружия Баркрофт решается на невероятное: запереться в помещении, наполненном цианидом водорода, на 10 минут. Чтоб вы понимали реальность угрозы не только здоровью, но и жизни ученого, добавим, что собака прожила в таких условиях лишь 95 секунд. К счастью для Баркрофта и для науки, его испытание закончилось удачно.

 Но исследователь продолжил изыскания. Так, чтобы определить, сколько кислорода необходимо человеку, чтобы жить, он целую неделю провел в стеклянной камере в условиях минимальной подачи кислорода. Покинул он свою обитель науки посиневшим, но живым.

 Последней каплей в череде научных безумств Баркрофта стал опыт, когда он изучал мозговую деятельность под воздействием низких температур. Он находился в морозильной камере обнаженным и обнаружил, что в момент, близкий к смерти, вместо холода человек ощущает тепло. Баркрофт потерял сознание и был возвращен к жизни лишь усилиями врачей.

 Без сна: нейрофизиолог Натаниэл Клейтман

Клейтман проводит эксперимент

Клейтман проводит эксперимент

Карьера американского нейрофизиолога Натаниэла Клейтмана тоже была наполнена многочисленными экспериментами над собой. Этому человеку, которого в научных кругах называют не иначе как «отцом исследования сна», мы обязаны знаниями о биологических ритмах, фазах сна, а также последствиях его недостатка.

 180 часов бодрствуя смог продержаться Клейтман с целью проверки взаимосвязи между депривацией сна и умственной деятельностью. Как было доказано в ходе опыта, нехватка сна не просто влечет за собой ухудшение функционирования мозга, но и способна вызвать галлюциногенные видения и состояние бреда.

Электроэнцефалограмма и фаза быстрого сна (подчеркнута)

Электроэнцефалограмма и фаза быстрого сна (подчеркнута)

А 32 дня, проведенные в Мамонтовой пещере Кентукки, в условиях отсутствия естественного света и сигналов извне, легли в основу изучения влияния окружающей среды на биологические ритмы человека. Клейтман использовал в качестве подопытного не только себя, но и свою семью, родственников и знакомых. Он вел подробный дневник сна и бодрствования своих дочерей от момента рождения и до 18 лет, а фазу быстрого сна впервые зафиксировал в 1952 году — при наблюдении за сыном своего ассистента.

  Участие в авиационных авариях: врач и летчик Джон Пол Стэпп

Ракетная тележка, которая сделала Джона Стэппа «самым быстрым человеком на Земле»

Ракетная тележка, которая сделала Джона Стэппа «самым быстрым человеком на Земле»

Используя мощные ракетные сани, которые разгонялись до сверхзвуковых скоростей, а затем резко тормозили, Стэпп доказал, что человек может выдержать перегрузку в 46,2g

Используя мощные ракетные сани, которые разгонялись до сверхзвуковых скоростей, а затем резко тормозили, Стэпп доказал, что человек может выдержать перегрузку в 46,2g

В 50-е годы, примерно в одно и то же время с Клейтманом, еще один бесстрашный исследователь делал свои открытия. Врач и летчик Джон Пол Стэпп тестировал и улучшал безопасность авиационной техники. В то время считалось, что тело человека во время аварии способно выдержать нагрузку в 18g. Для сравнения: в обычном состоянии человек испытывает нагрузку в 1g,   при взлете самолета она равна уже  1,5g, а парашютист при раскрытии купола парашюта испытывает кратковременные перегрузки в пределах 10-16g.

 Стэпп предполагал, что человек способен на большее, и решился на поистине отчаянный шаг. Представьте только: разогнавшись на мощной ракетной тележке за 5 секунд до скорости в 1017 км/ч и затем резко затормозив, Стэпп испытал воздействие в 46,2g. После завершения эксперимента Стэпп не мог самостоятельно выбраться из ракетной установки. Он был доставлен в клинику, где диагностировали многочисленные повреждения: оба запястья оказались сломаны, были обнаружены и трещины в ребрах. На время Стэпп лишился зрения из-за разрывов почти всех капилляров, но все же выжил. Впоследствии журнал Time назвал его «самым быстрым человеком на Земле».

 Благополучно дожив до 89 лет, Стэпп не оставлял своих попыток совершенствования техники. Так, разработанные им ремни безопасности для авиации позже стали прототипом тех ремней, к которым сегодня мы привыкли в автомобилях.

 Изучение симптомов укуса черной вдовы: токсиколог Алан Блэр

Алан Блэр

Алан Блэр

Черная вдова

Черная вдова

Еще один отчаянный смельчак в нашей подборке — энтомолог и токсиколог из Университета Алабамы Алан Блэр. Проверить симптомы, появляющиеся после укуса паука — черной вдовы, ученый решил в буквальном смысле на себе. В 1933 году, подвергнув укусу свой палец в течение 10 секунд (чтобы яд оказался в организме), доктор Блэр фиксировал свои ощущения на протяжении двух часов. После чего впал в шоковое состояние от боли и был госпитализирован. Письменно описывать состояние укушенного двое суток продолжали помощники Блэра. Поправившись, смелый профессор наотрез отказался повторить испытание с укусом, чтобы подтвердить полученные ранее данные. Видимо, первый опыт был настолько отрезвляющим, что перспектива покинуть этот мир во имя науки в «возрасте Христа» уже не казалась такой блестящей.

 Операция самому себе: хирург Леонид Рогозов

Рогозов оперирует самого себя в ходе полярной экспедиции

Рогозов оперирует самого себя в ходе полярной экспедиции

1 час 45 минут потребовалось Леониду Рогозову, чтобы удалить себе аппендикс

1 час 45 минут потребовалось Леониду Рогозову, чтобы удалить себе аппендикс

Случается также, что жизнь ставит человека в условия, когда рискованный эксперимент над собой оказывается вынужденной необходимостью. В 1961 году советский хирург Леонид Рогозов, будучи врачом в составе 6-й Антарктической экспедиции, диагностировал у себя аппендицит. Учитывая погодные условия, препятствующие эвакуации, и безрезультатно перепробовав различные методы лечения (голодание, местный холод, прием антибиотиков), Рогозов принимает волевое решение прооперировать самого себя.

Леонид Рогозов после операции, которую проводил сам себе

Леонид Рогозов после операции, которую проводил сам себе

Разместившись на койке с наклоном на левый бок, Рогозов произвел обезболивание раствором новокаина и сделал надрез. Так началась операция, вошедшая во все отечественные учебники по медицине. Для помощи в проведении этого исключительного хирургического вмешательства из участников экспедиции было выбрано два ассистента, один из которых подавал инструменты, а второй — держал зеркало у живота Рогозова для обзора и направлял свет лампы, так как видеть рану, Рогозов, разумеется, не мог. Зеркало помогало частично, местами приходилось действовать наощупь. Так, без перчаток, больной удалил сам у себя злосчастный аппендикс. Совершенно обессиленный, через 1 час 45 минут он закончил операцию, которая, к счастью для всех, прошла успешно.

В 1963 году Владимир Высоцкий посвятил этому уникальному случаю следующие строки:

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем

Моетесь, нежитесь, греетесь, —

Он в холоде сам себе скальпелем

Там вырезает аппендикс».

Катеризация собственного сердца: хирург и уролог Вернер Форсман

Вернер Форсман

Вернер Форсман

Коллега Рогозова из Германии, доктор Вернер Форсман, рассматривал катетеризацию (введение катетера через вену в сердце. — Прим. ред.) как способ диагностики при сердечных заболеваниях. Форсман не видел другого выхода для практического доказательства своих исследований, кроме как предпринять попытку введения катетера себе. В 1929 году, разрезав предварительно обезболенный участок тела и получив доступ к вене, он ввел через нее катетер, продвинул его примерно на 60 см до входа в правое предсердие. Всего Форсман провел около девяти отдельных проб на себе и в 1931 году опубликовал результаты своей работы.

Рентген, на котором виден катетер, введенный доктором в свое тело

Рентген, на котором виден катетер, введенный доктором в свое тело

Вернер Форсман рассматривает рентгеновские снимки своего тела с катетером

Вернер Форсман рассматривает рентгеновские снимки своего тела с катетером

Однако его инновационные методы не пришлись по вкусу немецким медикам, подвергшим его исследования жесточайшей критике. Поддержку своим идеям немецкий хирург нашел в США в лице врачей Дикинсона Ричардса и Андре Курнана (опираясь именно на научные труды Форсмана, последний в 1941 году впервые провел катетеризацию сердца в Штатах). А в 1952 году все трое были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине «за открытия, связанные с катетеризацией сердца».

 Поедание стекла, асбеста и перьев: научный ассистент Фредрик Хелзел

Здесь и далее: инородные предметы внутри человека, рентген

Здесь и далее: инородные предметы внутри человека, рентген

Samye_strannye_fobii_3

Samye_strannye_fobii_3

Samye_strannye_fobii_3

Американцу Фредерику Хелзелу его шокирующие исследования научного признания не принесли. Еще в подростковом возрасте он стал придерживаться странной диеты для снижения веса. Он поглощал перья, опилки, асбест, а хирургическая вата стала частью его ежедневного рациона. Позже, уже работая в Университете Чикаго, в 1920-е годы Хелзел проводил над собой сомнительные опыты, чтобы выявить время выведения из организма различных несъедобных материалов. Экспериментальным путем он выяснил, что стеклянные бусины проходят через желудочно-кишечный тракт за 40 часов, гравий покидает организм спустя 52 часа после проглатывания, а золотые шарики выходят только через 22 дня. Помимо истощенного организма и славы чудаковатого исследователя («человек-козел» — прозвали его репортеры того времени) никаких плодотворных результатов «желудочные» опыты Хелзела не дали, а сам он так и остался работать при университете научным ассистентом.

 Заражение желтой лихорадкой:  студент-медик Стаббинс Фирф

Вирус желтой лихорадки

Вирус желтой лихорадки

Прививка от желтой лихорадки

Прививка от желтой лихорадки

Карлос Финлей, открывший, что желтая лихорадка передается, попадая в кровоток, обычно при укусах комаров

Карлос Финлей, открывший, что желтая лихорадка передается, попадая в кровоток, обычно при укусах комаров

Не менее упорным в своих неоднозначных исследованиях, проведенных еще в начале XIX века, оказался студент-медик из Филадельфии Стаббинс Фирф.

В 1793 году в США с Кубы пришла эпидемия желтой лихорадки, оказавшаяся крупнейшей за всю американскую историю (в Филадельфии она унесла жизни порядка 5000 человек, в Нью-Йорке — 2000).

Будучи практикантом в одной из пенсильванских больниц и решив опровергнуть версии о заразности болезни, Фирф был крайне изобретателен в доказательных методах. Закапывая рвотные массы, полученные от больных, себе в глаза, поливая ими разрезы, сделанные на теле и даже выпивая их в большом количестве, Фирф так и не заразился. Однако он глубоко заблуждался в своей теории. Все дело в том, что желтая лихорадка передается при попадании в кровоток, обычно при укусах комаров. К сожалению, эта информация впервые появилась спустя 60 лет после смерти Стаббинса Фирфа — в работах кубинского врача Карлоса Финлея, а экспериментально была подтверждена лишь в 1900 году.

Источник