Подведены итоги первого независимого Всероссийского рейтинга отделений лучевой диагностики. В нем приняли участие 130 отделений из 55 городов всех федеральных округов: Москва, Ставрополь, Воронеж, Санкт-Петербург, Новосибирск, Чебоксары, Ижевск, Омск, Якутск, Краснодар, Мурманск, Казань, Ханты-Мансийск и других.

xrayart08

Целью проекта было определение лучших отделений России и распространение их передового опыта. Критериями оценки их работы стали: соответствие ведущим мировым практикам, нормативным и законодательным актам, методическим рекомендациям профессиональных и экспертных сообществ.

Лучшими признаны сразу 65 отделений ЛД. 20% участников рейтинга относятся к федеральному фонду, 40% – к муниципальному, 29% представлены частными организациями. Территориально цифры распределились так: 44% медицинских организаций – из Москвы, 5% – из Санкт-Петербурга, 14% – из ЦФО, 36% – из других федеральных округов.

«Итоги нашего анализа позволяют сделать вывод о том, что лучевая диагностика сегодня лидирует по внедрению информационных технологий и телемедицины в России», – председатель Московского регионального отделения Российского общества рентгенологов и радиологов профессор Сергей Морозов. По его словам, все вопросы анкеты были разбиты на две группы – балльные и небалльные. В балльной группе особое внимание уделялось организации работы с пациентами: какие способы записи доступны, можно ли записаться на исследование в день обращения, доступно ли обследование в выходные или праздничные дни, срок ожидания заключения. Удалось установить, что во всех учреждениях возможно экстренное обследование пациентов. К тому же возможность пройти обследование в день обращения подтверждает эффективность работы отделений и рациональное распределение нагрузки на оборудование. При этом 79% отделений практикуют систему «второго мнения» – дополнительного заключения специалиста, который оценивает диагностические изображения независимо от первичного описания, что особенно важно при разборе сложных случаев.

В ходе анализа изучалась работа с реестром входящих жалоб пациентов: насколько часто и регулярно проводится их анализ и выполняется работа над ошибками. Электронный реестр жалоб есть в 40% организаций. Разборы сложных диагностических случаев и ошибок проводятся еженедельно в трети организаций. «Это позволяет сделать вывод о том, что одна из проблемных зон – отсутствие непрерывной работы по выявлению диагностических ошибок и их дальнейшему предотвращению», – прокомментировал ситуацию Сергей Морозов.

Следующий важнейший параметр –  организация внутренней работы отделения. Здесь, во-первых, оценивалось наличие единых стандартных шаблонов описания исследований для всех сотрудников, позволяющих улучшить контроль качества заключений. По полученным данным, в 65% организаций используют стандартные шаблоны, в большинстве остальных применяют собственные. Во-вторых, оценивали техническое оснащение отделений: доступность разных видов диагностики в одном медучреждении, а также наличие радиологической информационной системы и централизованной электронной системы архивации и передачи изображений (PACS). Ее используют более 70% организаций. В 60% медучреждений используются информационные системы с функционалом описания исследования, что дает возможность передавать результаты врачам и пациентам в электронном виде. В 47% – применяется механизм дистанционных описаний. Все этого говорит о высокой степени проникновения информационных технологий в ЛД.

«Мы видим перед собой серьезные задачи по стандартизации процессов и повышению качества результатов исследования. Поэтому следующий этап нашего проекта – сбор типовых/тестовых исследований, после анализа которых мы сопоставим точность результатов в разных учреждениях. Это будет еще более сфокусированный рейтинг, основанный именно на результатах работы ОЛД», – заключил Сергей Морозов.

Лучшие ОЛД награждены знаком качества и сертификатом, которые будут размещены на сайтах их медучреждений, в социальных сетях, а также на дверях и стойках регистрации. Это подтвердит результаты их успешной работы и укрепит репутацию среди пациентов.

Источник