Под понятием телехирургии подразумевается хирургическая операция, при которой врач, который оперирует или ассистирует в операции, участвует в процессе на расстоянии. Ассоциативный пример, который сразу вспоминается – робот Да Винчи. Неявный пример – использование хайфу-терапии. Это высокодозный фокусированный ультразвук для лечения рака предстательной железы. Однако на самом деле хирург не может полноценно выполнять манипуляции, находясь на значительном расстоянии, когда это расстояние соединено с помощью Интернета.

111

К примеру, робот Да Винчи пришел из мира технологий, когда военная американская организация готовила робот, который должен был, по мнению экспертов, работать в поле, где идут военные действия, а хирург бы находился в это время в другом месте. Предполагалось, что будет устанавливаться специальный робот-манипулятор и осуществлять дальнейший процесс. Однако на практике это невозможно.

На самом деле такие операции сегодня – скорее не телехирургия, когда врач сидит на другом конце и управляет манипуляторами, какими-то скальпелями, коагулятором, зажимом за тысячи километров. На практике это скорее теленаставничество, некий образовательный процесс, при котором врач подключается дистанционно и участвует в процессе хирургической операции советом и устной помощью.

К примеру, в Москве проводится операция хайфу: как положено, стоит аппарат в лечебном учреждении, под ним находится пациент. В это время врач подключается дистанционно к операции в штате Иллинойс и помогает устанавливать правильно датчик: сдвинуть его по мере необходимости, поставить оптимальный режим. Это – пример теленаставничества. Такая же ситуация обстоит и с роботом да Винчи: фактически, находясь на большом расстоянии, проводить операцию при помощи Интернета невозможно.

Дело в том, что сложность всех таких хирургических манипуляций несет за собой огромный риск:

  • В первую очередь – задержку во времени. Любая даже миллисекундная задержка не позволяет хирургу получить обратную информацию о состоянии того или иного зажима. К примеру, у врача показывается одна информация на экране, а в действительности уже открылось кровотечение. В этот момент он уже плохо сможет управлять прибором и манипуляторами. Даже маленькая задержка – а любой Интернет дает небольшую задержку – не позволяет проводить полноценные хирургические манипуляции.
  • Есть и такая серьезная проблема, как сбой Интернета – пусть даже на короткий промежуток времени, на минуту или десять. Но это время может стать критическим: к примеру, хирург сделал разрез и рассек сосуд, и в этот момент ему надо наложить зажим, какую-то клипсу, и резко прерывается связь. Именно из-за таких высоких рисков полноценная телехирургия на данный момент невозможна.

Даже американская компания, которая занималась разработкой, ставшей основой робота Да Винчи, из-за задержек и подобных сложностей не смогла продолжить развитие технологии. Но время идет, все развивается, и когда-то, безусловно, наступят технические возможности, при которых можно будет выполнять хирургические операции, находясь на действительно большом расстоянии.

Сегодня приборы, которые позволяют проводить те или иные хирургические манипуляции на расстоянии, тоже применяются, но оно исчисляются буквально в единичных метрах. Хирург находится там, где и пациент – в самом операционном зале. В телехирургии расстояние – суперкритично, и выполнять на большом расстоянии манипуляции с помощью таких серьезных роботов, как робот Да Винчи, невозможно. Лишь на расстоянии нескольких метров.

Источник