Врач-психотерапевт Елена Сироткина: «Психотерапия в программе реабилитации назначается абсолютно всем пациентам центра. Практически никто не отказывается от работы с психотерапевтом или психологом».

В начале мая РНПЦ медэкспертизы и реабилитации, единственное республиканское учреждение, которое занимается реабилитацией онкобольных, перепрофилировали под прием выписанных из стационаров пациентов с COVID-19. За полтора месяца через центр прошли 340 человек. Корреспондент «МВ» отправилась в РНПЦ, чтобы узнать, в каком состоянии поступают сюда пациенты, как их возвращают к нормальной жизни и почему без психотерапевта на реабилитации не обойтись.

Реабилитационный центр находится в 10 км к северу от Минска, в живописном лесу на берегу озера. По дорожкам прогуливаются пациенты — кто-то неспешно, кто-то бодрым шагом. От домика до столовой 150 м, но некоторым и это небольшое расстояние дается с трудом. После болезни мучает одышка, сложно ходить, подниматься по лестнице. Приходится на скамейках пережидать, пока восстановится дыхание.
Профессор кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО Петр Русакевич попал в реабилитационный центр две недели назад. Рассказывает, что тогда мог передвигаться только семенящей походкой из-за сильной одышки.
— Беда случилась на майские праздники. Мы с женой почувствовали себя плохо, госпитализировали нас в 6-ю горбольницу Минска. У меня было состояние средней тяжести, у жены тяжелое течение с реанимацией, но без ИВЛ. Мы провели в больничной палате целый месяц. Все время были изолированы и ограничены в движении. После выписки ноги не хотели идти, легкие не дышали в полную силу. Все это нужно было восстанавливать. Мы понимали, что необходима медицинская реабилитация. За две недели меня привели в чувство, дышать стало легче, я снова передвигаюсь. Так что скоро уезжаю, а вот жене порекомендовали продлить пребывание еще на неделю.
Профессор Русакевич говорит, что в процессе восстановления основной упор он делал на комплекс лечебной физкультуры. А вот для супруги были важны психотерапевтические сеансы.
— У заболевших коронавирусом много страхов — они боятся оказаться в реанимации, на ИВЛ, боятся умереть. Мы с женой уже прошли через это, но она и сейчас задает вопросы: вот в Пекине снова стали заражаться люди, возможно, это какой-то новый серотип вируса, не придет ли он к нам, не заболеем ли мы снова? Психотерапевт помогает ей разобраться с этими страхами и тревожностью.
По словам врача-психотерапевта Елены Сироткиной, практически у всех пациентов после перенесенной вирусной инфекции отмечается астения — слабость, утомляемость, раздражительность, тревожность. Они устали от больничных коек и хотят домой.
— Мы отмечаем большой процент тревожных состояний. Люди тревожатся за себя, за семью… Некоторые потеряли близких — в этих случаях работаем с утратой. Есть пациенты с депрессивными расстройствами. Кто-то из них потерял работу, финансовые возможности. У пациентов с ПИТ-синдромом (после интенсивной терапии) встречаются даже психические нарушения. Эти люди тревожны, мнительны, они боятся выходить на улицу, общаться с близкими, посещать магазины. Посттравматический синдром встречается довольно редко.
Елена Сироткина говорит, что психотерапия в программе реабилитации назначается абсолютно всем пациентам центра. Практически никто не отказывается от работы с психотерапевтом или психологом. Хотя такое право у них, конечно же, есть. Одни приходят из любопытства, другие — потому что есть необходимость проговорить все то, что пережили. В распоряжении специалиста всего 2 недели, поэтому в работе используются в основном быстродействующие методы: аутогенная тренировка, нейромышечная релаксация по Джекобсону, медитации и ситуационные тренинги, к примеру, тренинг уверенности к себе.
Из числа поступивших на реабилитацию женщины составляют 60 %, мужчины — 40 %. Более половины — люди трудоспособного возраста. Самой молодой пациентке 22 года. Девушка перенесла COVID-19 в среднетяжелой форме. Сопутствующих заболеваний нет, поэтому и процесс восстановления идет быстро. Самым возрастным пациентом центра стала поступившая в первый день после перепрофилирования 82-летняя женщина. Она была очень слаба, месяц находилась в больничной палате, практически не ходила самостоятельно. К концу реабилитации уехала на дачу, не нуждаясь в сопровождении.
Заведующие отделениями Инна Гук и Анна Воробьева отмечают, что практически все пациенты после 50 лет имеют сопутствующую патологию, например, сердечно-сосудистые заболевания или сахарный диабет. Поэтому для каждого пациента составляется индивидуальный план реабилитации. ЛФК разрабатывается с учетом толерантности к физическим нагрузкам. Ежедневно мониторятся показатели частоты дыхания, сердечных сокращений, сатурации. При необходимости пациентов консультируют узкие специалисты — кардиолог, невролог, эндокринолог.
Заведующий отделением ЛФК и физиотерапии Александр Мартыневский рассказывает, что еще используется в реабилитации пациентов с COVID-19:
— Применяется светолечение, которое воздействует на межлопаточную область, уменьшая воспаление и улучшая кровообращение; электролечение; различные виды магнитной терапии, предотвращающей повышение вязкости крови. Это важно, так как при коронавирусной инфекции есть тенденция к микротромбообразованию в сосудах. Мы используем в реабилитации пациентов надвенное лазерное облучение, направленное на улучшение гемодинамики и профилактику тромбообразования, галоингаляционную терапию, или так называемую соляную пещеру, процедуру миллиметроволновой терапии для повышения иммунитета. По показаниям делается массаж.
Для каждого пациента составляется индивидуальный план реабилитации. ЛФК разрабатывается с учетом толерантности к физическим нагрузкам. Ежедневно мониторятся показатели частоты дыхания, сердечных сокращений,  сатурации. На снимке — инструктор ЛФК Диана Салех.
 
На вопросы корреспондента «МВ» ответил  Василий Смычек, директор РНПЦ медэкспертизы  и реабилитации, доктор мед. наук, профессор. 
Каким пациентам необходима реабилитация?
В реабилитации нуждаются пациенты, у которых после перенесенной пневмонии остались определенные проблемы с дыханием, психологические проблемы и др. К нам переводят тех, кто после выписки из стационара не в состоянии выйти на работу, поскольку жизненные функции еще не восстановились. Чаще всего в «Городище» попадают по направлениям из 10-й и 6-й ГКБ Минска, из Республиканского госпиталя инвалидов ВОВ им. П. М. Машерова, Республиканской клинической больницы медреабилитации «Аксаковщина», 3-й и 25-й поликлиник Минска и т. д. Все 110 коек заполнены, свободных мест нет.
Что входит в программу  реабилитации?
В первый день пациент попадает в руки специалистов мультидисциплинарной бригады: заведующего отделением, реабилитолога, физиотерапевта, психотерапевта, при наличии сопутствующих заболеваний — врачей узкого профиля. Составляется индивидуальная программа реабилитации. В нее входят психодиагностика и психокоррекция, ЛФК, физиотерапия, массаж, диетотерапия, поддерживающее медикаментозное лечение. Для оценки эффективности наши специалисты используют шкалу эффективности реабилитации, которая входит как приложение в приказ Минздрава № 593.
Достаточно ли для восстановления 14–16 дней?
Мы выписали 260 человек, из них к труду допущены 208. Таким образом, 80 % пациентов после первого курса реабилитации возвращаются к своей профессии без каких-либо ограничений. Остальные пациенты нуждаются в продолжении восстановительного лечения на амбулаторно- поликлиническом и домашнем этапах реабилитации.
 
Можно ли вернуться к тому состоянию здоровья,  которое было до болезни?
Нет однозначного ответа. В легких и бессимптомных случаях возврат возможен. У людей, перенесших среднетяжелую и тяжелую пневмонию, вполне вероятны определенные последствия, к примеру фиброз легочной ткани. Минимизировать этот процесс можно, если реабилитация начнется еще в реанимации, продолжится в профильном отделении стационара и на последующих этапах медицинской реабилитации. К сожалению, у человека могут возникнуть и стойкие ограничения жизнедеятельности, но это скорее из области предположений, так как длительных наблюдений за такими пациентами пока нет.
Нужна ли дополнительная  реабилитация после выписки из центра?
Речь идет скорее о соблюдении той этапной системы медреабилитации, которая принята в нашей стране. Основной этап проведения реабилитации пациентам с пневмонией, вызванной COVID-19, осуществляется в стационарных отделениях ранней медицинской реабилитации, иных стационарных отделениях организаций здравоохранения. Амбулаторный этап проводится в восстановительном периоде заболевания в реабилитационных отделениях (при их отсутствии — в профильных) амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения, а также на дому, в том числе с использованием дистанционных форм. Этап поздней (повторной) стационарной медреабилитации может проводиться пациентам в стационарных отделениях медицинской реабилитации в случаях, когда последствия заболевания приобрели стойкий характер и приводят к умеренным и выраженным ограничениям жизнедеятельности и требуется применение высокоинтенсивной реабилитационной помощи.