“Доктор для мертвецов” – так называли Сидни Фарбера коллеги, когда тот, работая патологоанатомом и будучи фанатом своей работы, 20 лет вскрывал тела детей, изучал причины смерти и выявлял патологии в организме детей. Благодаря этим исследованиям, он создал вещества, тормозящие развитие раковых болезней.

Будущий создатель химиотерапии для лечения рака Сидни Фарбер появился на свет 30 сентября 1903 года в Буффало (США) в большой семье страхового агента.

Сидни и его 13 братьев и сестер отец воспитывал в одиночку и старался по максимуму обучить своих детей. Евреи по национальности, они разговаривали дома на идише, учили немецкий язык. Отец приносил отовсюду разные книги и дети должны были их изучать. Конечно, не все дети тянулись к знаниям. Но Сидни был особенным: он впитывал знания как губка и с удовольствием прочитывал все книги.

Сидни в 1919 году окончил среднюю школу, и один из университетов в Буффало зачислил его к себе в студенты. Там он получил степень бакалавра, но не намерен был на этом останавливаться. Он решает дальше идти учиться в медицинскую школу.
Для дальнейшего обучения он выбрал Европу и не по своей прихоти: в Америке для евреев тогда был отказ при подаче заявки на обучение на врачебные специальности.
В Гейдельбергском и Фрайбургском университетах в Германии обучение проходило легко благодаря свободному владению немецким языком.
После европейского обучения, он поехал получать знания в мед.школе Гарварда.

Практически в это же время Сидни Фарбер решил обзавестись семьей, взяв в 1928 году в жены Норму Хольцман, родившую ему впоследствии 4 детей.
Наконец, в 1929 году будущий великий патолог добился того, к чему так долго шел: он занял должность патологоанатома в одной из бостонских детских больниц.  Ему повезло и с наставником – им стал Симеон Берт Вольбах. Вольбах был одним из блестящих патологов и исследователей в этой сфере.

Сидни с детства к обучению и любому труду относился серьезно и скрупулезно: всегда делал больше, чем от него требовалось.

И, приступив к своим обязанностям, не изменил своим принципам: он был настоящим фанатом своего дела, 12 из 24 часов в сутках он проводил на работе, вскрывая трупы, обнаруживая патологии и выявляя причины смерти детей.

Коллеги за спиной называли его “Доктор для мертвецов” за то что он проводил с мертвыми людьми больше времени, чем обычные доктора – с живыми.

Но все усилия были не напрасными: результатом многолетних исследований стала масштабная работа по классификации детских опухолей и учебник “Вскрытие”, напечатанный в 1937 году.

Последующие 10 лет выдающийся патологоанатом тщательно изучал болезни детей и СВДС (синдром внезапной детской смертности).
В этот же период он написал большой доклад на тему “О транспозиции магистральных сосудов”, который оказал значительное влияние на развитие кардиохирургии в педиатрии.

В 1947 году Сидни Фарбер занял в больнице должность главного патологоанатома взамен покинувшего этот пост Вольбаха.
Новые обязанности мало интересовали врача: он 20 лет изучал трупы детей, чтобы помочь тем, кто уже обречен…

Он сфокусировался на лейкемии – болезни, которая не давала ни единой надежды на жизнь. 40-е года прошлого столетия были ознаменованы множеством открытий в медицине, но в лечении рака медицина была бессильна.

Если человеку врачи ставили диагноз “лейкемия”, то ему оставалось в большинстве случаев жить мучительных 2-3 недели. На тот момент существовала только терапия кортизоном, но, к великому сожалению, итог оставался неизменным…

Изучая подробно лейкемию, Фарбер натолкнулся на исследования 30-х годов, в которых значилось, что на возникновение в организме мегалобластной анемии может повлиять недобор витамина В12 и фолиевой кислоты.

Фарбер сделал вывод, что, возможно, фолаты, которые участвуют в восстановлении нормального кроветворения у людей с анемией, могут оказать влияние и рост раковых клеток в организме.

Нужно было подтвердить эту догадку на практике: доктор отобрал группу детей, страдающих от лейкоза, и назначил инъекции с содержанием фолатов. Но эксперимент не удался: фолиевая кислота ухудшала состояние больных. После введения фолатов костный мозг начинал работать быстрее, а количество раковых клеток вырастало в разы!

Из отрицательного опыта врач сделал вывод: : если фолаты форсировали развитие рака, то предотвратить его развитие может вещество, которое блокирует размножение лейкоцитов!

Кто мог произвести синтез этого вещества?  Фарбер понял, что это можно поручить биохимику Йеллапрагаду Суббарао: он отлично разбирался в этом вопросе и на тот момент уже был известен открытием аденозинтрифосфата (АТФ). По совместительству, Йеллапрагаду был и его другом.
Так были созданы антифолаты – первые из химиотерапевтических препараты, созданных для лечения рака.

Конец 1947 года ознаменовался успехом в еще одном эксперименте Фарбера: вводимые пациентам с лейкемией инъекции, содержащие антифолат аминоптерин, приносили отличные результаты: у 10 из 16 детей отмечалось достижение временной ремиссии!

Успех своих трудов в этой области доктор подробно изложил в статье «Медицинский журнал Новой Англии», хотя, к сожалению, многие из врачей – коллег результаты исследования приняли с большой долей скепсиса. Они не понимали, как патологоанатом, который “все время проторчал в лаборатории, изучая трупы” пришел к такому открытию и достиг успеха в этой области.

Сам Сидни оставался равнодушен к возмущению коллег, ведь он достиг своей цели! Теперь он был уверен, что рост раковых клеток можно остановить или окончательно победить рак!

Все-таки размещение статьи оказало значимое влияние в истории лечения рака. После ее выхода к Фарберу обратился Билл Костер – лидер благотворительной организации “Variety Club”. Он сделал онкологу серьезное предложение: создать фонд, который будет заниматься борьбой с детским раком и поведать людям о том, что многим детям нужна помощь.

Так 22 мая 1948 года в радиоэфире вышла программа длиною чуть меньше 10 минут, в которой была рассказана история мальчика, больного раком. Его назвали Джимми (первообразом мальчика был Эйнар Густафсон с лимфомой, который проходил лечение у Фарбера).
Мальчишка в эфире поведал, что очень любит бейсбол, и очень хочет смотреть матчи любимой команды, но в больнице, где он проходит лечение, нет телевизора.

Ведущий в окончании эфира попросил слушателей помочь мальчишке вылечиться и осуществить мечту, отправив 25 центов или больше, по возможности, в Фонд исследования детского рака.

За короткое время после радиопередачи в Фонд поступило более 250 млн долларов! Так появился Фонд Джимми – после успеха на радио Фонд исследования детского рака был переименован.

Доктор Фарбер понял, что главное – оповестить людей, что раковые болезни можно победить, если и лечащий врач, и пациент приложат усилия!

Фонд Джимми начал активно развиваться: поддержку Фонду оказывали много известных людей. В 1952 году на привлеченные средства открылась “клиника Джимми”. Самым главным правилом этого учреждения было ” все сотрудники – это одна команда”.

Внутренний закон касался всех сотрудников: даже повара и нянечки работали совместно, дабы достигнуть максимально эффективных результатов в лечении.

В палатах и коридорах маленьким пациентам со стен улыбались мультяшные герои, коридор был завален игрушками, а заботливый персонал давал возможность детям забывать, где они находятся…

Что примечательно, коллеги в общении с Фарбером отмечали его сухость, но с пациентами врач превращался в любимого дедушку, вызывая тем самым к себе безмерное доверие деток.

Сидни Фарбер уверял, что духовное и психологическое самочувствие ребенка также важно, как и его физическое состояние.
Знаменитый патолог тем временем не переставал изучать прочие виды рака и искать лечение от них.

Еще одно знаковое открытие было чуть позже, в 1955 г.: Фарбер доказал, что эффективную продолжительную ремиссию при лечении нефробластомы можно добиться, если в лечении совместно применять лучевую терапию и антибиотик дактиномицин.

Его исследования были очень затратны. Чтобы финансирование не прекратилось, Синди постоянно ходил в Конгресс на слушания, убеждая присутствующих предоставлять деньги Фонду на исследования.
Благодаря настойчивости и силе убеждения доктора, в США была открыта Совместная групповая программа клинических исследований, и важным шагом стало открытие Национального сервисного центра химиотерапии (при Национальном институте рака).

С 1969 года клиника доктора Фарбера смогла принимать больных раком любого возраста.
Сидни Фарбер умер 30 марта 1973 года. Причина смерти – инфаркт миокарда.

Как часто шутил сам Сидни “Я хотел бы до последней минуты быть на рабочем месте”. Так и получилось. Он скончался на своем рабочем месте – кабинете: там, где десятками лет боролся за жизнь людей.

Сидни Фарбер – выдающийся онколог, патолог и педиатр, благодаря самоотверженной преданности своему делу, призванию, он стал основоположником современной химиотерапии!