Коллектив 1-й Мозырской больницы (1934).

Коллектив 1-й Мозырской больницы (1934).

Решение задач, стоящих перед страной в 1920-е годы, потребовало пересмотра форм организации медпомощи трудящимся, разработки новых подходов в деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также дифференцированной организации медобслуживания различных групп населения. На повестке дня были вопросы о первоочередном внимании к промышленным рабочим и труженикам села, повышении санитарной культуры. Здравоохранение должно было всемерно способствовать выполнению планов социалистического строительства, росту производительности труда, снижению потерь рабочего времени в связи с нетрудоспособностью. Для решения новых задач начались преобразования в деятельности Наркомата здравоохранения (НКЗ).
Территориальное жонглирование связи с территориально-административным укрупнением 1924–1926 годов губернии как административные единицы перестали существовать. Надо отметить естественное стремление НКЗ республики взять на себя всю полноту власти и ответственности в медучреждениях на вновь присоединяемых территориях. Еще ранее было заявлено, что «всякого рода распоряжения, инструкции, планы работ и указания НКЗ РСФСР и других братских республик приобретают силу и законность на территории Беларуси после утверждения последних НКЗ БССР».
В 1927 году правительство республики приняло решение «О реорганизации и упрощении советского аппарата и о расширении прав местной власти». Это было обусловлено задачами разворачивающейся индустриализации и прежде всего острым дефицитом средств. Сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата стало одной из ведущих политико-экономических задач. Правительство утверждало штаты всех учреждений, состоящих на госбюджете. Так, уменьшили на 3 % свои штаты Наркомтруд (31 человек), Наркомздрав (39 человек), зато вырос аппарат Наркомпроса (89 человек). В ходе работы по упрощению и сокращению аппарата НКЗ подошел к необходимости изменения методов управления отраслью.
При переходе на окружную систему управления были введены инспектуры, которым передавались все функции аппаратов губернских отделов здравоохранения. Мотивация была следующей: окрздравы почти не ведут работу в районах. Однако деятельность инспектур в значительно сокращенных составах не оправдала себя. Так, в Мозырском окрздраве были сокращены 6 специалистов из 8. При объединении Гомельского и Речицкого окрисполкомов также было проведено радикальное сокращение работников. Если в отделе здравоохранения одного Гомельского окрисполкома работали 13 человек, то после укрупнения округа осталось лишь 6. А ведь надо было решать проблемы комплектования врачебных участков, улучшения условий труда и быта, увеличения заработной платы, т. к. в округе она была ниже, чем в соседней Брянской области. В целом проведенная реорганизация при значительном сокращении аппарата и дефиците врачебных кадров не дала должных результатов.
В 1930 году ЦИК БССР принял решение о переходе от окружной системы управления к районной. Функции инспектур временно взяли на себя уполномоченные НКЗ. После кампаний по разукрупнению и укрупнению районов в 1935 году начался процесс восстановления связующего звена между районами и центральными республиканскими органами. Опять стали создаваться округа. Это явилось подготовительной мерой к повсеместному введению трехзвенной системы местных органов — начали создаваться области, которые получили законодательное оформление в 1938 году. В облисполкомах стали функционировать отделы здравоохранения, соответствующие отделы в районах и городах, т. е. утвердилась системная организационная структура управления. Это жонглирование населенными пунктами, сельсоветами, волостями и поветами приводило к тому, что в здравоохранении через короткие промежутки времени надо было менять контуры лечебной сети, находить порядок соподчинения, решать вопросы организационного характера.
Комплексное планирование 
В конце 1920-х годов в практику работы органов здравоохранения входит планирование. Основные моменты первого пятилетнего плана в здравоохранении были изложены наркомом Михаилом Барсуковым на расширенном заседании Комиссариата, Госплана и Института социальной гигиены в начале 1929 года. Особенности плана были в том, что он строился не в узковедомственном масштабе, а на основе комплексного подхода. Особое внимание обращалось на оздоровление внешней среды, улучшение жилищных условий, быта и медобслуживания рабочих промышленных центров и сельского населения колхозов и совхозов. План здравоохранения республики определял основные направления работы органов здравоохранения и отдельных медико-санитарных учреждений. Несмотря на отсутствие необходимого опыта, планирование не представляло собой простого суммирования планов учреждений отрасли, а предусматривало учет предложений с их стороны. Все это сопровождалось аналитической работой и положительно сказывалось на медико-санитарном обслуживании населения.
Мозырский городской тубдиспансер (1930-е).

Мозырский городской тубдиспансер (1930-е).

Бурное развитие промышленности, строительство новых городов, объектов коммунального хозяйства, предприятий питания и торговли внесли серьезные изменения в деятельность и структуру санитарных органов. В декабре 1933 года по решению ЦИК и СНК СССР в составе органов здравоохранения союзных республик, местных здравотделов была создана Государственная санитарная инспекция. В мае 1934 года аналогичный законодательный акт был принят правительством БССР. Создание такой структуры значительно усилило контрольные функции санитарной службы, повысило результативность ее работы во всех отраслях народного хозяйства.
 
Михаил Абраменко, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГГМУ, кандидат ист. наук