Рейтинг 10 самых перспективных медицинских гаджетов для домашнего пользования 2017 года. Статья вызвала большой интерес у читателей; было озвучено пожелание сделать обзор в сфере профессионального медицинского оборудования, ведь новинки появляются так часто, что уследить за всем просто невозможно.

86f5c2db572a8c2b605f9a533216facd

Пациента не беспокоить

Глобально повестку дня определяют неинвазивные методы диагностики и терапии, прорывные технологии в сфере анатомической и функциональной визуализации, автоматизация и роботизация процессов, призванные, с одной стороны, разгрузить и даже заменить врача там, где он в дефиците, а, с другой – повысить точность манипуляций.

Возьмем, например, ультразвуковую диагностику. Появились методики трехмерной реконструкции органов, мгновенной автоматизированной оценки их функционального состояния, визуализации не только крупных сосудов, но и микрососудистого русла. Все это существенно расширило диагностические возможности, особенно в сфере выявления сердечно-сосудистой патологии. Объемную реконструкцию полостей сердца и его клапанов теперь реально выполнить с поразительной детализацией всех структур: врач может оценить кинетику миокарда, синхронность его сокращения, проанализировать движения потоков крови в полостях и на клапанном аппарате.

В этом же ключе эволюционируют и другие методы аппаратной диагностики. «Хочется отметить развитие неинвазивных технологий визуализации миокарда и оценки функции сердца, которые постепенно становятся доступными в коммерческих модификациях оборудования, – говорит зам. главного врача, главный терапевт Ильинской больницы Ярослав Ашихмин. – Это оценка функциональных характеристик кровотока в коронарных артериях, перфузии миокарда и стабильности атеросклеротических бляшек с применением различных алгоритмов компьютерной томографии и исследование диффузного фиброза миокарда с применением МРТ-технологии Т1/Т2-меппинга (картирования). Что они могут дать? Максимально объективную оценку происходящего в сердце пациентов с ишемической болезнью и хронической сердечной недостаточностью. Это может кардинально изменить подходы к диагностике и ведению больных, минимизировать участие врачей в выборе стратегии лечения».

Не отстают от УЗИ и МРТ лучевые методы. «Еще лет 20 назад, когда не было широкого распространения КТ, МРТ и ПЭТ, врачи фактически не «видели» такие органы, как головной мозг, сердце, печень или поджелудочную железу, – говорит заведующий кабинетом МРТ санкт-петербургской Детской городской больницы Св. Ольги Павел Попов. – Сегодня не осталось почти ни одной врачебной специальности, которая бы не работала в контакте с рентгенорадиологами. Наряду с традиционными методами анатомической визуализации бурно развиваются методики функциональной визуализации, позволяющие судить о функции органа, такие как МР-спектроскопия головного мозга, МР-перфузия миокарда или сцинтиграфия со специфическими туморотропными радиофармпрепаратами».

Чтение крови

Существует и другой вектор. Все больше патологий можно установить, не задействуя тяжелое диагностическое оборудование и исключив лучевую нагрузку, – по образцу крови. Такие исследования и стоят дешевле (а вопросы соотношения цены и качества, оправданности и точности результатов сегодня актуальны как никогда), и выполняются быстрее, в том числе благодаря тому, что не требуют привлечения высококлассных специалистов.

«Повреждения головного мозга, психические заболевания, злокачественные опухоли, загадочные инфекции – все это можно «увидеть» в крови, – говорит гематолог и специалист по лимфомам Национального исследовательского института рака США Марк Рошевски. – Кровь содержит большой массив информации, способной помочь клиницистам в принятии решения. Сложность в том, как ее извлечь, сделать это безошибочно и с должной воспроизводимостью».

Исследователи из учебной больницы Гарвардского университета разработали микроскоп, который в состоянии диагностировать инфекцию в крови. Ими была использована сверточная нейронная сеть – тип искусственного интеллекта со специальной архитектурой, направленной на эффективное распознавание изображений. Свыше 90% образцов микроскоп категорирует автоматически, без вмешательства человека. Как говорят создатели прибора, технология машинного обучения была применена ими для того, чтобы в будущем, когда высококвалифицированные микробиологи, которые уже сейчас в США в большом дефиците, выйдут на пенсию, система здравоохранения не получила еще одну брешь.

Симуляторы обучения

Проблемы обучения медиков, отработки ими навыков и повышения квалификации на симуляторах и 3D-моделях также занимают инженерные умы во всем мире.

Анатомические столы – интерактивные экраны с системой построения трехмерных изображений, полученных с помощью компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяют студентам-медикам понять анатомические функции человеческого тела и их индивидуальные различия. Они могут проводить виртуальное вскрытие по историям болезни настоящих пациентов: визуализировать скелетные ткани, мышцы, органы и мягкие ткани благодаря виртуальным томограммам. Кроме того, устройство содержит комплект медицинских программ. Например, ортопедический пакет позволяет на основе КТ-снимков «восстановить» поврежденную костную структуру, определить объем оперативного вмешательства, наложить виртуальный имплантат и пошагово спланировать хирургическую операцию.

Недавно канадские инженеры представили новинку: симулятор, на котором можно отработать действия при разных вариантах родовых осложнений, например, при плечевой дистоции. В комплект входят детальные манекены матери и младенца, очки смешанной реальности, в которых можно увидеть движение плода и оценить эффективность принимаемых мер.

Впрочем, врачи с большим практическим опытом убеждены, что бум симуляционных технологий в медицине, крен в их сторону при подготовке медиков могут сослужить медвежью услугу.

«К сожалению, в последние годы мы видим ребят, которые замечательно сдают экзамены на симуляторах, которые хорошо делают манипуляции, но совершенно не умеют работать с пациентами, –  признает директор стационарного кластера «Медси» профессор Константин Лядов. – Они не знают, как с ними говорить. А когда начинаем выяснять почему, то оказывается, что их этому и не учили. Я считаю, что общению с больным, психологической работе с ним следует уделять больше внимания в подготовке специалистов. Тем более что сроки обучения увеличиваются, то есть время позволяет нормально подготовить специалиста к общению с пациентом».

Роботы ушли вперед

Во всем мире набирает обороты использование роботизированных аппаратов. Это направление востребовано в первую очередь в хирургии, но нужны такие помощники и в реабилитации.

«Из стационарных аппаратов сейчас чаще используются системы для тренировки и восстановления ходьбы, индивидуальные аппараты «экзоскелет» и его части для ноги и руки, – объясняет специалист по физической реабилитации, международный PNF-терапевт, Bobath-терапевт Александр Субботин. – Медицинские инженеры направляют свой взор на снижение стоимости аппаратов ради их доступности для населения, снижение веса оборудования, что даст уменьшение статодинамической нагрузки на позвоночник и суставы пациента, долговечность аккумуляторной батареи – увеличение временного промежутка между зарядками (преимущественно для индивидуальных аппаратов). Мы ждем в России увеличения использования роботизированных аппаратов в реабилитации, но сталкиваемся с краеугольным камнем: стоимостью оборудования и невысоким уровнем знаний специалистов на местах».

К сожалению, о том, что врачам – как молодым, так и опытным – сложно угнаться за техническим прогрессом, говорят и специалисты из других областей медицины. «Мы не успеваем подготовить нужное количество специалистов для работы на современной аппаратуре, причем для России этот вопрос стоит наиболее остро, – убежден Павел Попов. – Более того, врачи лечащих специальностей подчас просто не знают, что делать с тем обилием информации о пациенте, которое появляется у них вследствие применения новейших методов».

Поэтому одна из первоочередных задач, стоящих перед отечественным здравоохранением, – разработка современных образовательных программ с целью повышения квалификации докторов, овладения коммуникативными компетенциями врач–пациент, формирования грамотных алгоритмов междисциплинарного взаимодействия специалистов.

Источник