Лента новостей → Входит ли право на смерть в право на жизнь?
Международная конференция «Права человека и биомедицина. Презентация образовательного курса HELP» прошла в Минске.
Начальник Главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава Елена Богдан в приветственном слове от лица ведомства выразила благодарность сотрудникам Отдела по биоэтике Совета Европы, в первую очередь руководителю Лоранс Львофф и юридическому администратору Анне Михеденко.
— С развитием высоких технологий в анестезии и реанимации, выхаживании недоношенных детей, с внедрением технологий вспомогательной репродуктивной медицины вопросы биоэтики стали звучать еще острее, — отметила Елена Богдан. — Нашим коллегам-депутатам нужно продумать, как правильно изложить компетенции Национального комитета по биоэтике, чтобы его слово было весомым, а компетенция распространялась не только на систему здравоохранения, но и в целом на все вопросы биоэтики.
По мнению Елены Леонидовны, введение практики симуляционного обучения, с одной стороны, является прорывом и значительно облегчает процесс освоения навыков оказания помощи, а с другой — лишает врача коммуникации с пациентом. Это потребовало изменения программы додипломного образования и введения дополнительных курсов по обучению навыкам коммуникации «врач — пациент» и «медицинская сестра — пациент».
В будущем году планируется принять изменения в закон «О здравоохранении», значительный раздел которого посвящен контролю качества оказания медицинской помощи, а также электронному здравоохранению.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентина Курсевич отметила высокую актуальность проведения подобных мероприятий, поскольку стремительно развивающиеся технологии в области здравоохранения требуют изменений и в законодательной сфере.
Сегодня идет активная работа по внесению изменений в законопроекты «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической и наркологической помощи и социальной реабилитации».
— Огромный прорыв в науке как никогда остро поставил вопрос соблюдения прав и свобод пациента, — отметила Валентина Курсевич. — Появляется все больше оснований опасаться неправильного, злоумышленного использования возможностей медицины в ущерб правам пациента на неприкосновенность, самостоятельность и уважение частной жизни.
Правила диктует современность
Наибольшую дискуссию вызвал вопрос «Входит ли право на смерть в право на жизнь»? Как отметила судья Суда Евразийского экономического сообщества Татьяна Нешатаева, согласно мировой судебной практике не входит, в связи с чем врачи должны делать все, чтобы действовало право на жизнь.
На вопросах защиты соматических прав человека в деятельности Генеральной прокуратуры Республики Беларусь остановился начальник отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства кандидат юридических наук, доцент Дмитрий Василевич.
В группу соматических прав входит возможность человека распоряжаться своим телом, в т. ч. на основе достижений медицины, генетики, биологии в пределах, не запрещенных законом. Особого внимания заслуживает бодихакинг, то есть замена поврежденных или утраченных конечностей протезами (зарегистрированы случаи, когда люди заменяют здоровые конечности на протезы или вживляют имплантаты — искусственные и биологические, обладающие более широкими возможностями и дополнительными функциями), также имплантаты, имеющие в своей структуре аналитические центры и процессоры, которые самостоятельно могут принимать решение о модели поведения в зависимости от нейрокоманд человека. Существует возможность вживления в организм инородных предметов, процессоров и датчиков, позволяющих управлять окружающими предметами.
На сложных вопросах трансплантации органов и тканей с точки зрения обеспечения прав человека остановился доцент кафедры трансплантологии БелМАПО, хирург Минского НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, кандидат мед. наук Алексей Глинник.
К актуальным этическим вопросам трансплантологии относятся оправданность перераспределения медицинских ресурсов в пользу развития этого направления; коммерческие отношения при проведении операций; проблемы на конкретных этапах трансплантации (констатация смерти человека, изъятие органов и (или) тканей у трупа или живого донора, распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента).
Важна реализация права гражданина на выражение несогласия на забор органов для трансплантации после смерти. Для этого руководитель государственной организации здравоохранения, структурного подразделения или лица, исполняющие их обязанности, в течение шести часов с момента представления в медучреждение письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти передают соответствующую информацию в Минздрав для включения в Единый регистр трансплантации.
Образовательный курс HELP: юридические аспекты и белорусская практика
В этом году планируется дать старт пробному образовательному дистанционному курсу HELP по правам человека в медицине для врачей, медработников, юристов, прокуроров, адвокатов. Курс создан для понимания ключевых принципов прав человека в сфере биомедицины, которые закреплены в документах, разработанных Советом Европы, а также в национальном законодательстве. О том, из каких этапов он состоит, на кого ориентирован и какие цели преследует, рассказала проект-менеджер курса Анна Медарска-Лазова.
Структура курса: введение и 8 модулей:
1) основные принципы в области прав человека в сфере биомедицины — основные права и принципы, закрепленные в Конвенции Овьедо, условия и порядок ограничения прав, закрепленных в ней, принципы биоэтики;
2) добровольное информированное согласие — понятие, составные элементы, условия и порядок получения, ограничение прав на дачу информированного согласия;
3) врачебная тайна и защита данных о здоровье — данные о здоровье, право пациента на доступ к информации о здоровье, обработка данных;
4) защита эмбриона и репродуктивные технологии — вопросы начала жизни и возникновение прав, понятие и виды вспомогательных репродуктивных технологий, их принципы, суррогатное материнство;
5) ситуации конца жизни — вопросы медицинской помощи и принятия решений в ситуации конца жизни, паллиативная помощь, эвтаназия;
6) генетическое тестирование — понятие и цели, виды, принципы, применимые к генетическому тестированию;
7) биомедицинские исследования — понятие, правовые и этические принципы, комитеты по этике научных исследований;
8) трансплантация органов и тканей человека — общие принципы трансплантации, изъятия органов и тканей у живых доноров и удаления органов и тканей у умерших лиц.
Каждый модуль состоит из цели, ключевых понятий, информационной части и дополнительных материалов. Поскольку прохождение курса дистанционное, основная работа направлена на самостоятельное изучение предложенных тем.
Заместитель директора Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ Владимир Мороз осветил юридические аспекты вопроса.
Основные принципы, на которых базируется адаптированная версия курса, следующие:
1) обязанность государства защищать достоинство всех людей, гарантировать каждому без дискриминации уважение его физической целостности, другие права, связанные с применением биологии и медицины;
2) интересы отдельного человека превалируют над интересами общества или науки;
3) всякое медицинское вмешательство должно осуществляться в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами;
4) гарантирование лицу, понесшему неоправданный ущерб в результате медицинского вмешательства, прав на справедливое возмещение;
5) обеспечение со стороны государства в рамках своей юрисдикции и исходя из имеющихся потребностей и ресурсов равной для всех членов общества доступности медицинской помощи приемлемого качества;
6) основные вопросы, связанные с достижениями биологии и медицины должны являться предметом широкого научного обсуждения с учетом медицинских, социальных, экономических, этических и юридических последствий.
О методологии построения белорусского курса HELP рассказал доцент кафедры инфекционных болезней БелМАПО кандидат мед. наук Николай Голобородько.
На сегодняшний день планируется создать модерируемый пробный 8-недельный курс для группы из 25–30 человек, которые будут проходить модули и делиться впечатлениями на специальных форумах, где в том числе будут рассматриваться случаи из практики. После того как тестовая группа пройдет курс, организаторы внесут последние правки и откроют доступ к русскоязычной версии курса HELP на сайте Совета Европы www.coe.int.
К каждому блоку разработчики попытались подобрать наиболее важные международные и национальные документы, регулирующие права человека (понадобятся для обоснования позиции по тому или иному вопросу в ходе дискуссий).
Среди проблемных вопросов Николай Голобородько отметил отсутствие и малое использование специалистами биоэтической терминологии, что может затруднять понимание некоторых моментов. По итогу прохождения курса будет выдаваться сертификат Совета Европы.