Одной из ключевых тем очередного заседания коллегии Минздрава стала цифровая трансформация отрасли. По словам министра здравоохранения Дмитрия Пиневича, это стратегический вопрос, учитывая то, что в 2023 году в Беларуси начинает работу единая информационная платформа.

В 2020-м в республике завершена разработка автоматизированной информационной системы обращения электронных рецептов и работы по аттестации системы защиты информации АИС ЭР, отметил в своем выступлении заведующий сектором программно-информационного обеспечения Минздрава Виктор Сидоренко. Она была зарегистрирована в Государственном реестре информационных систем 17 декабря. На 4 января 2021-го запланирован запуск АИС ЭР в опытную
эксплуатацию.

Виктор Сидоренко:

Поэтапное внедрение технологии обращения электронных рецептов осуществлялось в 2016–2020 годах. И если в 2016-м опытная эксплуатация начиналась в рамках 20 медучреждений Минска, то по итогам 2020-го к АИС ЭР подключены 607 организаций здравоохранения по всей республике. По состоянию на 15 декабря держателями карты для медицинского обслуживания являлись более 4 млн граждан. С 1 января по 15 декабря 2020-го оформлено свыше 10 млн электронных рецептов.

На сегодня республиканской системой телемедицинского консультирования охвачено 271 медучреждение районного, областного и республиканского уровня. В качестве консультирующих определены 58 организаций республиканского и областного уровня по различным профилям заболеваний. По состоянию на 15 декабря 2020 года проведено 28 057 консультаций. Наиболее востребованные профили: фтизиатрия и пульмонология, неврология и нейрохирургия, кардиология.

В ближайшей перспективе в сфере внедрения информационных технологий Минздраву предстоит выполнить ряд ключевых задач. Во-первых, создать государственный регистр «Единая база данных донорства крови, ее компонентов». Во-вторых, организовать республиканскую информационную систему службы скорой медпомощи, чтобы повысить оперативность, качество, доступность и эффективность профильной помощи на всех этапах ее оказания, выравнять условия ее предоставления, обеспечить оперативное управление и т. д. В-третьих, обеспечить условия для поддержки и внедрения в практику инициатив стартап-движения как дополнительного кластера развития научно-технической мысли для нужд здравоохранения.

Виктор Сидоренко:

Назрела потребность в подготовке специалистов новой формации. Примером может служить опыт Сеченовского университета, где готовят врачей-исследователей на стыке двух образовательных профилей — медицинского и информационно-коммуникационного. Внедрять передовые информационные технологии невозможно без совершенствования нормативной правовой базы. Заложить основу по дальнейшему развитию этих технологий планируется в первом полугодии 2021 года.

Также необходимо сформировать единое информационное пространство здравоохранения с развитием электронных услуг для граждан, стандартизировать и унифицировать автоматизированные рабочие места врачей.

Дмитрий Пиневич:

Цифровая трансформация определена как один из драйверов дальнейшего поступательного преобразования системы здравоохранения. Это и инвестиции, предоставляемые Всемирным банком, и инновации различного характера. С другой стороны, цифровая трансформация может обострить проблему коррупции. Чтобы решить ее, необходима политическая воля. И, на мой взгляд, мы ее проявляем.

Министр обратил внимание, что информатизация в регионах осуществляется разными темпами. Он заявил, что решать эту проблему необходимо сейчас, а не дожидаться начала работы единой платформы.

В ходе коллегии обсуждалось также представление Генеральной прокуратуры Беларуси по установленным фактам внесения медицинскими работниками изменений в медицинские документы. Во исполнение этого документа и на основании приказа Минздрава в столичных учреждениях здравоохранения проведена соответствующая проверка. По словам главного врача 1-й ГКБ Минска и председателя специально созданной комиссии Дмитрия Шевцова, был выявлен ряд организационных недостатков по ведению медицинской документации: внесение изменений в буквенных и цифровых записях и печатном тексте в период оказания медпомощи пациентам. Вместе с тем замечаний по качеству оказания медпомощи в ходе мониторинга не было.

Дмитрий Шевцов:

Для ведения медицинской документации и хранения информации в учреждениях здравоохранения Минска используются, соответственно, АИС «Клиника» и АИС «Поликлиника». До сих пор не разработана система обеспечения информационной безопасности, не создана и не аттестована система защиты информации, не утверждены необходимые для этого положения. Поэтому комиссия инициирует решение этих вопросов, а также подготовку нормативно-правового акта, регулирующего как заполнение первичных документов (медицинская карта стационарного пациента, медицинская карта амбулаторного больного), так и внесение изменений в них. Считаем, что все спорные моменты удастся урегулировать после перехода системы здравоохранения на ведение форм первичной медицинской документации только в электронном виде.

Также участники коллегии обсудили итоги выполнения Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы.

Источник