verh

Наследственная моторно-сенсорная нейропатия. «Мир Кристины» – загадочная картина Эндрю Уайета расколола медицинское сообщество Америки.

Американский художник Эндрю Уайет никогда не стремился объездить весь мир в погоне за новыми впечатлениями и сюжетами для своих картин. Напротив, всю свою долгую жизнь он не покидал пределы двух штатов: Пенсильвании, где родился и жил в городе Чеддс-Форд, и Мэн, куда уезжал летом в небольшой городок Кушинг. Критики обрушивались на его очередные лодки и поля, зато отчаянные домохозяйки любили его неистово, и каждая выставка, начиная с первой, когда ему было всего 20 лет, проходила с неизменным успехом.

verh

Он был сыном прекрасного художника-иллюстратора, Ньюэлла Уайета, и их связывали большая любовь и большое соперничество. Так, например, Эндрю всю жизнь работал акварелью и темперой, не считая ранних опытов с маслом, которым любил писать Ньюэлл. Другие материалы, другие темы, – желание выйти из тени прославленного отца, который был его первым учителем и довлел над ним, но одна сильная привязанность сменилась другой, когда художник женился на Бетси Джеймс. Свою принцессу он испытал не горошиной, а просьбой указать лучшую его работу, и она выбрала именно ту, что сам художник считал самой удачной. Она обладала острым художественным чутьем, и часто то, что Ньюэлл считал недоработкой и необходимым исправить, в ней вызывало восторг. До самой смерти Эндрю она оставалась не только его другом, но и его менеджером и агентом. Она составляла каталоги, готовила выставки, вращаясь в том мире, который отталкивал и пугал художника, и даже названия для картин мужа придумывала именно она. Как, например, «Мир Кристины», – впоследствии эта работа стала программным произведением американской реалистической школы наравне с «Американской готикой» Гранта Вуда.

На картине большую часть полотна занимает поле, на переднем плане сидящая девушка, далеко, у самой линии горизонта, деревянные постройки, и в этой работе Уайета, как и во многих других его произведениях, ощущается какой-то надлом, драма.

verh

Девушка болезненно худа, в спутанных волосах виднеется проседь, скрюченные пальцы словно царапают землю, а поза полна внутреннего напряжения. Зрителю неясно, пытается ли героиня картины вернуться в свой дом или же она, обессилев, хочет навсегда его покинуть. Эта работа была написана на ферме Ольсонов, с которыми художника познакомила его жена. Первый визит к Ольсонам, брату Альваро и сестре Анне-Кристине, был ее ответным испытанием для будущего мужа. Анна страдала от прогрессирующего неврологического расстройства, со временем утратив способность ходить. По своему дому она могла передвигаться на инвалидном кресле, но, выходя на улицу и не желая никого обременять, просто ползла по земле и траве, опираясь на тонкие руки. В ее доме не было электричества, продукты они с братом хранили в подполе, собирали дождевую воду, – такую жизнь нельзя было назвать простой, но Анна не жаловалась и по воспоминаниям художника «была ограничена физически, но никоим образом не духовно». Также он объяснял, что «его задачей было воздать должное ее невероятной борьбе за жизнь, которую многие люди сочли бы безнадежной». Кристина и окружавшая ее действительность стали для Уайета важной темой: географически его мир был крошечным, но он пытался «дойти до самой сути», исследуя обыденные вещи. Так, поле он писал в течение пяти месяцев и говорил потом, что «хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие», «…слишком много сюжета».

verh

Идея работы пришла к Эндрю, когда, выглянув из окна, он увидел Кристину: она медленно ползла по траве, собирая голубику. Она выглядела очень одинокой, и Уайет сознательно изменил пейзаж, увеличив пустое пространство вокруг своей героини, чтобы усилить производимый эффект. Кроме того, на момент создания работы Кристине было 55 лет, поэтому художнику позировала его жена.

Несмотря на то, что уже к 30 годам Кристина практически не могла ходить, врачи не могли поставить ей диагноз и назначить лечение. Долгое время считалось, что в детстве она перенесла полиомиелит (так же, как и сестра Эндрю Уайета, заболевшая полиомиелитом в возрасте трех лет и ставшая художницей, несмотря на то, что картины ей приходилось писать левой рукой), но в данный момент некоторые врачи, изучавшие ее медицинские карты, кадры домашней кинохроники, работы Уайета, придерживаются иного мнения. На популярной среди врачей исторической клинико-патологической конференции, ежегодно проводимой Мэрилендским университетом, звучат необычные доклады. Участники ставят предположительные диагнозы известным людям: Владимиру Ленину, Эдгару По, Жанне Д’Арк, царю Ироду. В мае 2016 года на 23-й конференции Марк Паттерсон, профессор-невролог с многолетним стажем, главный редактор «Журнала детской неврологии», озвучил, что это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия, вызывающая атрофию периферических нервных волокон (болезнь Шарко-Мари-Тута). «Это было увлекательной задачей, – говорил он. – Эта картина долгое время была моим любимым произведением, а болезнь Кристины – интригующей медицинской загадкой».

Хотя диагностируемая болезнь (НМСН) не представляет угрозы для жизни, она превращает жизнь пациента в мучение, приводя к деформации конечностей, изменению походки и потери чувствительности в стопах и кистях. Болезнь приводит к инвалидизации, но при этом большинство больных доживает до преклонных лет. Несмотря на то, что в данный момент лекарства, ведущего к полному выздоровлению, не существует, есть ряд мер, способных повысить мобильность пациентов и облегчить их существование. «Привлекая внимание к болезням известных личностей в прошлом, мы можем помочь людям, страдающим от тех же недугов, сейчас», – считает профессор Паттерсон, а основатель конференции доктор Филипп Маковяк подчеркивает, что «такая работа… показывает, как сильно продвинулась наука за последние несколько десятилетий».

Кристина умерла в 1968 году в возрасте 74 лет, и так закончилась важная глава в творчестве художника, посвятившего около 30 лет и 300 своих работ миру Ольсонов.

Еженедельное эссе о живописи и медицине арт-критика и искусствоведа Lyuba Lebedeva.

Источник