Дорогие коллеги, вышел долгожданный эфир программы ‟Мы и наука. Наука и мы” на телеканале НТВ. Оптимисты скептики разбирались, насколько важна личность врача для конкретного пациента, обсуждали сложную и вместе с этим пугающую тему о замене врачей медицинскими инженерами. Какой прогноз сделал организатор здравоохранения Сергей Морозов (Sergey Morozov) о возможности трансформации медицины в инженерию – в нашей статье.
Ведущая программы – Екатерина Шугаева – выразила опасение, что при автоматизации медицинских процессов врачи утратят навыки. Сергей Морозов не согласился, сравнив внедрение технологий в медицине с переходом от механической коробки передач на автомат. ‟Врачи не расслабятся, но у них освободится время для общения с пациентом и другой работы”, – сказал он. Пересмотреть три тысячи флюорограмм, чтобы найти единичные патологии, – это как перебрать груду руды.
‟Хакеры могут взломать!”, – ведущая выразила дополнительный один аргумент против наступления новых технологий. Сергей Павлович убедительно ответил: ‟Принцип медицины – не навреди, для этого проводится менеджмент качества”, в том числе технический контроль. Другой вопрос – что выгоднее финансово – заменить врачей или оставить всё, как есть? Но речь идёт не о конкретных врачах, а функциях. А они конечно расширяются. Новые технологии, по словам рентгенолога, начали приходить из авиационной индустрии.
Зачем нужны технологии? Самый простой пример: врачу больше не нужно печатать протокол вручную, он надиктовывает информацию в микрофон, проверяет, и затем они поступают в электронную систему. При этом Сергей Морозов указал на очевидную проблему, что врачи уже не в состоянии обработать тот массив информации о пациентах, для этого им на помощь снова приходят технологии. Свыше 70 % врачей хотят, чтобы им помогали технологии искусственного интеллекта, например, чтобы снизить количество рутинных исследований. Пациенты тоже заинтересованы в техническом прогрессе, и доверяют тем медицинским услугам, которые выполнены с помощью технологий.
Мы привыкли думать, что всё делает врач. На самом деле это не совсем так – первая встреча пациента проходит с медсёстрами и рентгенолаборантами. А слово ‟врач” – от слова ‟вратия”, что означает ‟говорить”. Самое главное для врачей, медсестёр и рентгенолаборантов – это коммуникация, а значит, на первом месте то, как пациент воспринимает медицинскую информацию.
Тогда в чём же состоит отличие инженерии от медицины? Врач говорит, что подходит конкретному пациенту, медицина всегда находится в диалоге с пациентом, а стандарт – это как справочник. ‟Утверждать, что врачей заменят инженеры – это то же самое, что пациента заменит машина, тогда и могут появиться тотальные инженеры”. Но 20-30 % врачей по мнению эксперта точно заменят врачи с технологическим образованием. ‟Сегодня уже есть искусственный интеллект и робототехника в медицине”, – заключил Сергей Морозов.