Лента новостей → Слышать пульс новаций
Директор РНПЦ «Кардиология»: специалисты центра готовы взяться за микрохирургические вмешательства
Многоклапанное протезирование, аортокоронарное шунтирование, пластика клапанов сердца, комплексная трансплантация «сердце — легкие», изготовление трехмерной модели жизненно важного органа на 3D-принтере и возможность его изучения на МРТ и КТ. За последние двадцать лет белорусская кардиология приблизилась к мировым стандартам. И с каждым годом у пациентов с болезнями системы кровообращения все больше шансов вернуться к полноценной жизни. Об успехах и достижениях белорусской кардиологии рассказал директор РНПЦ «Кардиология», главный кардиолог Минздрава доктор медицинских наук, профессор, академик НАН Александр МРОЧЕК.
— Александр Геннадьевич, как организована система кардиологической помощи в стране? Что нам осталось в наследство от СССР?
— В Советском Союзе высокотехнологичная помощь аккумулировалась в Москве. После распада СССР она оказалась за пределами возможностей Беларуси. И нам пришлось ее реорганизовывать с учетом сложившейся ситуации. Сегодня многое изменилось. Во-первых, областные кардиодиспансеры превратились в высокотехнологичные кардиоцентры: в них проводится не менее 150 операций в год. РНПЦ «Кардиология» оснащен самым современным оборудованием. Оснащение последних лет — высокоточная техника для диагностики болезней сердца. МРТ и КТ, которыми мы располагаем, позволяют рассмотреть этот жизненно важный орган в трехмерном изображении. Подобная визуализация позволяет более тщательно планировать кардиологические операции.
Об ангиографии раньше можно было только мечтать. Не было такой технологии, как стентирование, не было оборудования и специалистов. Сегодня ангиографические кабинеты есть в каждом областном центре, а также в Солигорске и Барановичах. Планируем открывать такие кабинеты и в других крупных райцентрах.
— Одно из последних резонансных достижений кардиохирургии — операция на сердце с помощью 3D-модели. В прошлом году специалисты РНПЦ впервые пересадили комплекс «сердце — легкие». Сложнейшие операции исчисляются тысячами. За какие еще готовы взяться специалисты центра?
— За микрохирургические вмешательства. Наши кардиохирурги готовы сшивать самые мелкие сосуды сердца. Сейчас закупаем микроскоп в операционную. На поток поставим операции с применением трехмерных моделей. Создание органа на 3D-принтере и отработка на нем технологий — это новый этап в развитии кардиохирургии. Прежде всего это возможность смоделировать тактику операции и исключить ошибки, а само вмешательство сделать более качественным.
Что касается комплексной пересадки «сердце—легкие», то мы ее проводили силами наших специалистов. Сложнейшая операция. Еще и потому, что нужно было не только пересадить сердце, но и обеспечить работу легких. С этой задачей мы справились. Кстати, к операции наши врачи готовились в Ганновере. На самом деле трансплантация — самый радикальный способ лечения. И это не панацея, а лишь один из методов лечения сердечной недостаточности. В кардиологии здоровье сердца поддерживается и другими методами.
— Какими?
— С помощью интервенционных технологий. Если коротко, то это сочетание кардиологии, эндоваскулярной хирургии и рентгенологии. Суть их в том, что сквозь небольшие разрезы на коже в области крупных сосудов вводится специальный зонд. А с его помощью специалисты устанавливают стенты, имплантируют клапаны, убирают кальцинированные бляшки и тромбы из сосудов, прижигают участки, которые генерируют аритмии сердца.
Во всех областях страны работает программа «Острый коронарный синдром». Сегодня мы можем предотвратить повреждения миокарда на раннем этапе, убрав тромб в коронарной артерии, установив стент, и спасти человека от развития инфаркта.

23.03.2017 г. минск. рнпц кардиология. медицина. наука. сердце. врач. врачи. мониторы. группа врачей аритмологов за работой. Фото Сергея Лозюка.
— Сколько человек в листе ожидания на пересадку сердца?
— Примерно 30 человек.
— Современное медоборудование и технологии без квалифицированных специалистов ничего не значат. Удалось ли вырастить новое поколение кардиохирургов?
— Да. Сейчас много высококвалифицированных специалистов в области кардиохирургии. Есть среди них, как я их называю, штучные — таких в мире не так много.
— Специалисты РНПЦ стажируются за границей. Знаю, что к нам тоже едут за опытом. Каким опытом могут поделиться белорусские кардиохирурги?
— На базе РНПЦ «Кардиология» работает международный обучающий центр по имплантируемым устройствам. В нем обучаются специалисты из разных стран мира. Недавно центр посетила делегация из Катара во главе с министром здравоохранения. Вероятнее всего, катарские медики приедут к нам на обучение.
— Какое место мы занимаем в мире в области трансплантации?
— Основной показатель успешности — это объемы трансплантации. В год мы проводим 45—50 трансплантаций сердца. Это дает нам основание быть в числе лидеров, на которых обращают внимание. Среди европейских стран мы примерно на 9—10-м месте.
— Кардиологи устраняют последствия нашего неправильного образа жизни, а как устранить причины сердечных заболеваний?
— Болезни кровообращения — ведущая причина смертности во многих странах. У нас это 55 процентов от общей смертности. Как это предупредить? Мы давно говорим о вреде курения и алкоголя. Курение — основная причина болезней системы кровообращения, это преждевременное старение сосудов. И этот фактор риска нужно свести к минимуму. Но как? Последние цифры от Всемирной организации здравоохранения: в Беларуси курят 50 процентов мужчин и 10 процентов женщин. Прибавьте алкоголь. Следующий серьезный фактор риска — артериальная гипертензия. Однако не все пациенты следят за давлением, принимают назначенное доктором лечение. Человек, зная, что у него высокое давление, не принимает таблетки. И как его заставишь быть здоровым? И тем не менее кардиологическую помощь получит каждый. Для этого у нас есть все возможности — и квалифицированные специалисты, и современные технологии, и высокотехнологичное оборудование.