Почему Вы выбрали именно это направление – работа со средним медицинским персоналом?

Сейчас все чаще и чаще звучит тезис, что средний медицинский персонал — это «сердце» медицины. И это действительно так! Когда я была еще студенткой второго курса медицинского училища, мне посчастливилось работать в реанимации. Через пару месяцев после начала работы я осознала, что между теоретической подготовкой и практической деятельностью существует большой разрыв. Тогда я работала в очень слаженном коллективе, где меня обучали более опытные коллеги.

После окончания колледжа я оказалась в коллективе, где некому было обучать и мне не к кому было обратиться за помощью, врачи не владели нюансами работы, а учебники были только на английском языке, а я изучала французский. Тогда я мечтала, чтобы появился отдел или организация, куда мог бы позвонить любой специалист и получить ответ. Сейчас по моему направлению работы благодаря Сергею Павловичу Морозову такой отдел есть для специалистов моей области. В этом отделе собраны специалисты с большим и разнообразным опытом работы, они готовы делиться всеми наработками 24/7/365 – у нас даже есть специальные чаты в современных программах для общения, куда специалисты могут писать свои вопросы, обмениваться опытом и найти поддержку.

Средний медицинский персонал — это особые люди с очень добрыми и чуткими сердцами, помогающие не только пациентам, но и всему персоналу медицинского учреждения – от санитарки до главврача.

У Вас в чате – более 1000 контактов. Как Вы справляетесь? Участники наверняка задают массу вопросов?

Чат начинался с 5 человек. Постепенно от коллег поступали запросы и просьбы добавиться в группу. И сейчас это несколько групп, потому что есть ограничения провайдера по количеству участников в группе. Так как у специалистов есть дефицит информации, они задают много вопросов. Но не так много, как раньше. Самыми сложными были первые несколько месяцев. Сейчас есть информация на сайте Радиологии Москвы, я публикую много информации на страничках в социальных сетях, у нас появились заседания секции на базе обществ МРО РОРР и РООМС, где мы очно встречаемся и обсуждаем все вопросы, разрабатываем документы, делимся наработками и иногда даже спорим!

Поделитесь советами, лайфхаками – как можно организовать такое количество людей?

Как организовать? Это для меня сложный вопрос. Мои коллеги как-то сами соорганизовались, им только надо было предложить удобный формат взаимодействия, и тут, конечно, пришли на помощь современные технологии. Главный секрет, наверное, – это любить то, что ты делаешь, любить людей, для которых ты стараешься, и саму профессию. Тогда все и всё вокруг помогает реализовать задуманное.

Как Вы организуете свое время, поделитесь распорядком дня?

Я люблю ранние подъёмы, когда город еще спит, тогда я могу посвятить время проработке какой-то сложной или творческой задачи, или подумать о стратегии. Как правило, это час-полтора. Потом, конечно же, сбор всех членов семьи и «распределение» кого куда: сад, школа, работа. В первой половине дня чаще всего я читаю лекции, вторая посвящена решению рабочих задач. Вечер посвящен вопросам саморазвития: спортзал, литературный клуб, учебные курсы, выставки. Ну, и поздний вечер – семье.

Вы участвуете в разных конференциях – в том числе за границей – есть ли существенная разница в работе среднего мед. персонала на западе и у нас, в России?

Да, безусловно, есть, и связано это с особенностями систем здравоохранения и образования. Нашим «сердцем» здравоохранения я очень горжусь, наши специалисты хорошо подготовлены по многим направлениям. Есть специализации, в которые нам предстоит внедрить изменения, опираясь на зарубежный опыт, но уже сейчас после каждой конференции мы на заседании секции обсуждаем лучшие практики и думаем, как их применить в нашей работе.

Какие особенности есть в работе со средним мед. персоналом по сравнению с врачами – с ними проще или наоборот сложнее, они более сплочены как сообщество?

Наверное, могу назвать только одну особенность: у «сердца» здравоохранения есть желание развиваться в своей специальности, но не хватает возможностей и поддержки.

Вот на последней конференции по НМО главная медицинская сестра станции переливания крови делилась: «У нас нет отдельной специальности, нет конференций и нас готовят как операционных медицинских сестер». Сестринскому сообществу предстоит объединиться для решения этих вопросов и задач, и исходя из моего опыта с рентгенолаборантами профессиональному сообществу только надо немного помочь и предложить удобный вариант взаимодействия для обсуждения совместных задач. И все у нас получится!

Какой Вы видите цель Вашей работы?

Если мы говорим именно о целях как президента РООМС, то на старте предвыборной кампании цели звучали так:

1. Создание единого информационного пространства для членов общественной организации и внедрение современных технологий обучения, в том числе, и с помощью виртуальной реальности.

2. Обеспечение доступности юридической и психологической поддержки специалистов.

3. Реализация плана перспективного развития РООМС и информированности членов ассоциации.

4. Открытие периодического печатного издания РООМС

Это то, что требуется сделать прямо сейчас, даже, что называется, вчера. Наши медицинские сестры, так же как рентгенолаборанты испытывают пока информационный голод, особенно по узким специализациям. Недавно мне писали: «Мы – медицинские сестры физиотерапии, мы не знаем у кого спросить…». И это в Москве, где работает очень сильная команда внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью во главе с главным внештатным специалистом Татьяной Викторовной Амплеевой, которая 24 часа на связи и всегда готова ответить на все вопросы. Кроме того, в круглосуточном формате работает сайт РООМС, практически у всех есть доступ в интернет и т.д.

У меня сейчас в телефоне более 4000 номеров медицинских сестер, я им делаю разные информационные рассылки о мероприятиях. Но этого все равно недостаточно. Только в системе Департамента Здравоохранения Города Москвы более 50 000 медицинских сестер, а еще есть федеральные и частные медицинские организации. Информацию необходимо донести до каждого представителя профессии, учесть их нюансы работы.

Вот еще один вариант вопроса, которые мне часто пишут: «Я работаю 5 дней в неделю и очень хочу повышать свой профессиональный уровень, а конференции проходят в рабочие дни, а сменщицы нет, как мне быть….» И такого рода запросов очень много!!!

У меня однажды было такое сообщение: «Вы проводите мероприятия только для своих, чтобы отчитаться, а нам не говорите, что они будут». При этом анонсы всегда есть и в информационных рассылках, и в рассылке по базе главных медицинских сестер, и в соц.сетях, и в чатах. Так что начинать будем именно с формирования единого информационного пространства, а когда наладим коммуникацию, возьмемся и за другие очень важные задачи.

Получается ли внедрять изменения в саму систему – работы, обучения, повышения квалификации – среднего мед. персонала в России Вам, как представителю НПКЦ ДиТ ДЗМ и сообщества МРО? Если нет – что мешает, какие основные препятствия?

За два года работы мы пересмотрели программы повышения квалификации, внедрили новые современные методики обучения рентгенолаборантов, организовали секции, для них появились специализированные конференции. Изменений много, в том числе, и в рабочей среде коллег: у нас заработала система контроля качества исследований, совершенно изменилась система аттестации специалистов, в амбулаторном звене внедрены принципы «бережливого производства», но, к сожалению, это только пока в столице нашей родины.

Конечно же, самые важные переменны ждут нас впереди. Мы подготовили ряд документов, которые помогут рентгенолаборантам в работе. Я думаю, тогда наш опыт будет распространён на всю Россию. Региональные представили секций рентгенолаборантов в составе РАМС, постепенно перенимают наш опыт, и мы с удовольствием делимся всеми нашими наработками, а также учимся у них. В России проходит Всероссийский конкурс рентгенолаборантов – это отличная площадка для обмена опытом. Кстати, в прошлом году впервые в г. Москва состоялся конкурс на звание «лучшего рентгенолаборанта», а в этом году конкурс масштабирован уже на всю Россию.

Много ли у нас в стране программ обучения для рентгенолаборантов? Если недостаточно – почему, как это можно изменить? Надо ли это менять или существующих достаточно?

Наша отрасль постоянно и очень стремительно развивается, и программ обучения нужно больше. Долгое время по нашей специальности не существовало программы обучения, которая бы охватывала все аспекты работы современного рентгенолаборанта. Но мы активно над этим работаем с Медицинскими колледжами г. Москвы.

Сейчас у нас в разработке профессиональный стандарт федерального государственного образовательного стандарта по новой специальности, который позволит охватить все аспекты профессиональной деятельности. В 2017 году была только одна программа по специальности «Рентгенология» для среднего медицинского персонала, в 2018 году у нас появились программы по всем субмодальностям. В этом году мы провели уже обучение более чем по 100 различным темам для рентгенолаборантов и медицинских сестер.

На Ваш взгляд – какие качества нужны руководителю, чтобы быть успешным и вести вперед коллектив, тем более многочисленный?

Руководитель, в первую очередь, должен быть лидером с ориентированностью на результат, с системным мышлением, великолепными коммуникативными навыками, должен обладать способностью к самоанализу, уметь принимать решения и брать ответственность за свои действия, уметь делегировать. И, конечно же, необходимо постоянное саморазвитие.

Как Вы проводите свободное время? Как отвлекаетесь от работы?

Я очень люблю свою работу и сказать, что мне от нее нужно отвлечение или переключение, наверное, неверно. Безусловно, у меня есть и другие увлечения – мы с семьей много времени посвящаем искусству и спорту. Одно из медитативных для меня занятий – плетение картины из бисера. Летом мы любим выбираться на природу в походы или участвовать в сплавах по разным рекам России. Последней раз сплавлялись по реке Хопер в Тверской области целых 7 дней. Очень люблю провести время с интересной книгой и вечер с друзьями.

Источник